"Мы пскопские" - не такие, как в указанном кино."
Меню

Что нового на сайте?
 Обновлено: С  В  Н 

Нет обновлений за последние 7 дней

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Связь с администрацией
Написать в Viber

Счетчики
free counters Яндекс.Метрика

:: Новые статьи ::

 · Укрупнение воинских захоронений в 1940-1960-е гг. ( 21.3.19)
 · Описание границы муниципального образования "Пустошкинский р ( 5.6.17)
 · Культпросветучреждения района в 20-х годах прошлого столетия ( 19.4.17)
 · Схватка на Лысой горе ( 10.4.17)
 · УКРУПНЕНИЕ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В 1940–1960-е гг ( 10.4.17)


Священнослужители.
Опубликовано: Tigl , Включено: 16/4/2010

По материалам Государственного архива г. Великие Луки.
 
       Если вдуматься в смысл слова «священнослужитель», то это человек, служащий святости, святому. Как растолковывает Владимир Даль в своем словаре слово  « святой» – духовно и нравственно непорочный, чистый, истинной веры, предмет высшего почитания.
  На протяжении многих веков Русь была православной. Ни один важный шаг в жизни человека не обходился без участия священника- брак, рождение и крестины, посты и праздники, смерть и похороны. В церковь люди шли с мольбой о самом главном и насущном, в горе и в радости священник призван был стать духовным наставником.
     Но пришло время, сменилась эпоха, поменялись идеалы и ценности, и церковь с ее служителями оказались отвергнутыми, а со временем и уничтоженными. Но рано или поздно все возвращается « на круги свои».
И вот теперь современное общество, обеспокоенное падением нравственных идеалов, вновь ратует за возвращение к своим истокам, к забытой истории культуры и религии.
      Пустошкинский край: край красивых лесов и голубых озер. Как ни трудно жилось людям, но в самых чудесных уголках природы, на возвышенности  возводились храмы. 35 храмов стояло на территории современного района. В святые праздники звон церковных колоколов многоголосьем звуков разносился по округе, призывая прихожан на службу.
      Кто и какие священники встречали их на пороге церкви? Какими они были эти люди, ставшие посредниками между богом и человеком? Прошло слишком много времени и теперь очень трудно это выяснить, но архивы, эти беспрестрастные свидетели эпохи, хранят очень много различной информации.
      Вот недавно мне попалась в руки папка с названием: «Анкеты по учету светского и монашеского духовенства по Себежскому уезду Витебской губернии за 1923 год.»
В то время Пустошка с частью волостей относилась к Себежскому уезду.
     В этих анкетах, написанных самими священнослужителями сообщались основные сведения о себе, своей семье, доходах , отношении к Советской власти и пр. В конце анкеты крупным шрифтом были отпечатаны строки: «За неправильный ответ будите отвечать перед судом Революционного трибунала».
      Анкета № 41.Загорская Успенская церковь. Священник Петр Тарасьевич Никифоровский, 1867 г.р., окончил Витебскую духовную семинарию, в духовное звание вступил в 1891г., награжден орденом Станислава 3-ей степени в 1916г., скуфья - в 1918. Место предыдущей службы: надзиратель при Витебской духовной семинарии, псаломщик с 1891-1917г.г. Вмести с ним в деревянном домике в д. Загорье, состоящем из 2х комнат проживают две сестры. Жалованье священника-330руб., сборы- требы-300 руб. . В данной церкви служит 24 года псаломщиком и 6-ой год священником. Отношение к Советской власти: всякому распоряжению подчиняюсь, исполняя их аккуратно. Отношение к декрету об отделении церкви от государства и школ от церкви: полезно для церкви.

      Анкета № 53.Церковь в селе Кисели. Священник Беляев Алексей Петрович,  1875 г.р., из духовного сословия, окончил  Витебскую духовную семинарию, в1902г. вступил в духовное звание, учитель 2-х классного училища. В церкви служит 9 лет. Жалованье его-360 руб., сборы- требы-300руб. С ним проживают:    жена, 4 детей, старухи, тетки.
     Анкета № 54. Фильковский Виктор Васильевич, псаломщик Киселевской церкви, 1887г.р., образование 3 кл. духовной семинарии, год вступления в духовное звание-1908., из мещан, жалованье 101 руб., сборы- требы-100 руб. В данной церкви служит 13 лет. Семья: жена учитель, 3 детей. Отношение к отделению церкви от государства: доброжелательное.
     Анкета № 57. Соинская церковь. Марашев Иван Михайлович, сан- дькон, 1849 г.р., окончил 1-й класс семинарии, в духовное звание вступил 1867 г. по призванию, из духовного сословия, жалованье 120 руб., сборы- требы-40 руб., доход с недвижимости 25 руб. В данной церкви служит 25 лет. Отношение к декрету об отделении церкви от государства- безразличное. Отношение  к Советской власти- сочувственное.
Анкета № 58. Церковь в местечке Пустошка. Владимир Антонович Никонович- священник, 1877 г. р., окончил духовную семинарию, вступил в духовное звание в 1909 году, награжден наперстным крестом. Место предыдущей службы - полковой священник. В 1920 году был выслан в административном порядке из прифронтовой полосы. Из духовного сословия. Имеется жена и сын. Жалованье 1200 руб в год. В данной церкви 4 года. Отношение к Советской власти - сочувственное.
      Анкета № 59. Орлов Порфирий Ильич священник с. Яссы Пустошкинской волости, родился 27 февраля1872 г. Окончил курс Витебской духовной семинарии. В духовное звание вступил 12 декабря 1895г. по причине - стремление принести некоторую пользу народу. Имеет  отличия - в1913г. - скуфья, в 1919 г.- камиловка. Раньше служил учителем начальной школы в Себежском уезде. Из духовного сословия. Семья: жена и 4 дочери. Жалованье 455руб32 коп, сборы- требы 600 руб. В данной церкви 7 лет. Отношение к Советской власти: народная власть – лучшая и справедливая власть.
     Анкета № 60. Иоанн Леонтьевич Вишневский священник Вербиловской церкви, родился 2 июля 1879г. Окончил уездную школу, в духовное звание вступил в1905 году по причине веры. Из духовного сословия - сын псаломщика. Семья: жена, 5 сыновей, 2 дочерей. Жалованье 40 % от дохода церкви. В данной церкви с 1 ноября1919 г. Отношение к Советской власти: сочувственное.
       Анкета № 61. Мария Никоновна Шопчина монахиня в Пустошке, 1863г.р., образовательный ценз - домашний. Вступила в монашество в 1880 году по своему желанию. Место предыдущей службы - Режица. Из духовного сословия. Жалованья - нет. Отношение к Советской власти: подчиняюсь.
       Анкета № 62. Алексей Максимович Рогожинский псаломщик, 4 –ое место службы, село Езерище Алольской волости, 1884г.р. Окончил церковно- приходское училище. В духовное звание вступил по религиозным убеждениям. Место предыдущей службы - г. Витебск, сапожное ремесло. Из крестьян, жена и двое детей. Жалованье не положено, сборы- требы по добровольному согласию. В данной церкви служит 9 лет. Отношение к Советской власти - сочувственное.
       Анкета № 63. Михаил Сергеевич Лузгин священник с. Колпино Пустошкинской волости, 1892 г.р. Окончил Витебскую духовную семинарию, в 1915г. вступил в духовное звание по влечению сердца. Отличия: набедренник в 1916г .и скуфья в 1921г. В другом месте не служил. Из духовного сословия. Семья состоит из жены, дочери, отца и двух сестер.
Жалованье 360 руб., сборы- требы 200руб. В данной церкви 6 лет. Отношение к Советской власти: сочувственное.
       Анкета № 64. Александр Павлович Довгялко псаломщик погоста Колпино Пустошкинской волости, 1889г.р. Обучался в 1 классе Витебской духовной семинарии. В духовное звание вступил  в сентябре 1909 года по причине борьбы за существование. Из духовного сословия. Семья- жена и дочери. Жалованье 101 руб, сборы- требы 50 руб. В банной церкви служит 4 года. Отношение к Советской власти: сочувственное.
  Из других архивных источников: Колпинская церковь перевезена под Захарчинскую школу 22 ноября 1927 года.
       Анкета № 67.Герш Ицкович Мойжесон раввин в Пустошке ,1880 года рождения. В духовное звание вступил в 1908 году, из мещан. Семья: жена, сын, две дочери. Жалованье не определенное. Отношение к Советской власти хорошее.
 Из документа «Сведения о доходах Тихомирова Федора Михайловича священника Лакушинской церкви Колпинского сельсовета за 1931-1932г.г.»
 Служивший в Колпине несколько лет в т. ч. в Лакушах по сентябрь 1930 года священник Михаил Лузгин неизвестно куда выбыл.  Я, Тихомиров, вновь назначенный священником Колпинской церкви от 16 января прибыл к месту службы 18 января 1931 года. Члены семьи: жена Тихомирова Анна Николаевна, 32 года; дочь Галина Федоровна 5 лет.

 Можно по- разному относиться к церкви, священнослужителям и вере. Люди мы все разные, с разной философией, психологией, жизненным укладом, верующие и атеисты. Но в самую трудную, самую «черную»  минуту жизни, разуверившись во всех и во всем, оставшись наедине с самим собой, мы поднимаем взоры к небу и положа руку на сердце говорим: «Господи, помоги! Верую».


      Материал подготовила: гл. библиограф районной библиотеки: Т. Яковлева.

[ Вернуться в раздел История и краеведение: | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу
- Генерация страницы: 0.051813 секунд -