... ...

"Мы пскопские" - не такие, как в указанном кино."
Меню

Что нового на сайте?
 Обновлено: С  В  Н 

Нет обновлений за последние 7 дней

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Счетчики
free counters Яндекс.Метрика

:: Новые статьи ::

 · Село Гультяи с деревнями Истецкого войтовства ( 30.11.21)
 · Из истории начального народного образования Пустошкинского к ( 29.11.21)
 · К 515-летию деревни Соино ( 29.11.21)
 · ИСТОРИЯ и личность — «ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ...» ЕЛАГИНЫ — С ( 4.9.21)
 · АРХИВ КРАЕВЕДЕНЬЕ Алольщины ( 13.3.21)


Из рода панцирных бояр.
Опубликовано: Tigl , Включено: 14/4/2010

     Говорят, что есть города - побратимы, вероятно и к селам тоже можно отнести этот термин. Документы нам говорит о том, что д.Гультяи Пустошкинского и д. Чернецово Невельского района долгое время были селами с одной общей историей. По административному делению Витебской губернии Невельского уезда одно время д.Чернецово относилось к Гультяевской волости, а потом д. Гультяи к Чернецовской. Имели эти - большие , красивые села много общего, а церкви, стоящие в них вообще походили друг на друга, как сестры –близнецы. Древняя легенда говорит о том, что в этих селах были монастыри и монахов – так называемых «чернецов» из с. Гультяи за провинности отсылали в другой монастырь и поэтому то село, куда их ссылали, получила название «Чернецово». Сейчас роднит эти села то, что, как и прежде в них проживают люди, которых несколько веков назад называли «панцирными боярами». К категории «панцирных бояр» относились служилые люди, которые в XVI – XVIII вв. несли службу и защищали границы княжества Литовского, а затем Речи Посполитой.
В конце XVIII века после присоединения Восточной Беларуссии к России «панцирных бояре» стали близки по своему положению к украинским казакам.
     Об одном удивительном человеке, проживающем в деревне Чернецово Невельского района, род которого происходит из древнего сословия «панцирных бояр» - Желамском Александре Гавриловиче и пойдет речь.

Александр Гаврилович - геолог, исследователь, литературовед, кандидат географических наук, действительный член Русского географического общества.
С Пустошкой Александра Гавриловича связывает, то, что здесь проживала его родная сестра - Логинова Вера Гавриловна - учитель литературы. Она была эрудированным, интересным человеком. Долгие годы она руководила клубом "Свеча" при Пустошкинской районной библиотеке.
     Александр Гаврилович часто посещает библиотеку и музей в Пустошке, находит здесь понимание и поддержку. Много различных материалов по истории края он передал в пользование библиотеке. По возможности Александр Гаврилович выступает здесь с лекциями и беседами.
     Родился Александр Гаврилович 21 августа 1938 года в деревне Ласино Канашовского сельсовета Калининской области. Первоначальное образование получил в Чернецовской семилетней школе. Последующие 8 -10 классы - в Усть-Долыссах..
Александр Гаврилович рассказывая о себе, говорит о том, как, будучи совсем юным деревенским пареньком, он принял смелое решение поступить в Ленинградский государственный университет, на факультет геологии. О том, как сбылась его мечта, и, получив диплом, он не изменил своей романтической натуре и в числе немногих выпускников курса отправился по распределению в далекие северные края, на Колыму, которая по сути своей являлась геологической столицей. Там, в окрестностях Колымы и Индигирки, земля хранила много ценностей, а главное природное богатство этих щедрых краев, манивших к себе многих исследователей земных недр, было, конечно, и золото. В течение 12 лет вел Александр Гаврилович ни с чем не сравнимую жизнь, полную открытий и находок, тяжелого труда и романтики. Холодные неприветливые края стали застраиваться поселками, закипела жизнь.
- Мне не нравится, что при упоминании о Колыме люди сразу же ассоциируют ее с Гулагом. Да, эти края хранят свидетельства страшных сталинских времен. Но не следует забывать о том, что именно отсюда по-полняла страна свои основные запасы золота, сюда приезжали интереснейшие, образованные люди, здесь можно было ощутить, что романтика - это не выдумка, а реальность.
В общей сложности он прожил на Севере 15 лет, из них 12 - на Колыме и 3 - в Магадане.
      Затем было приглашение в Новополоцкий политехнический институт на должность преподавателя геодезического факультета. Потом был Себеж и РАПО, а также должность главного инженера-мелиоратора.
     В Великолукской сельскохозяйственной академии Александр Гаврилович читал лекции на агрономическом факультете по предмету «Архитектура земли». Он — участник многих научных конференций, в том числе XI Международной, которая проходила в Крыму.
      В августе 1997 года в деревне Чернецово в одном из зданий бывшей Чернецовской средней школы он организовал музей ПЕЙЗАЖНОГО НАСЛЕДИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ. Это единственный в своем роде музей в нашей стране. Основу экспозиции музея представляют фотографические и живописные образы природы, так называемой «Великой моренной страны» (Псковская, Новгородская, Вологодская и другие области), которая по своему разнообразию и эмоциональному воздействию является уникальной и неповторимой в ландшафтной картине Зем¬ли. «Сверхзадача» музея - пейзажная само¬идентификация, то есть формирование восприятия ландшафта как национально-культурного наследия.
Александру Гавриловичу принадлежит ряд интересных публикаций о климате, природе, географических особенностях нашего края, исторических событиях.
     Из научной статьи:
…….. Пустошка. Расположенная на равном расстоянии от Великих Лук, Опочки, Себежа, Невеля, она по праву может считаться столицей псковского поозерья. К северу и востоку от неё - первозданная моренная страна, у д. Рыкшино - "горы и пропасти" /о которых писали С.Н.Никитин и В.П. Семенев-Тян-Шанский, известия о которых вызвали представления о Гиперборейских горах ... /.
За Пустошкой, у Красково - сгущение ритмов м опять разрядка – до
Заречья. Идут плавные -/2-3 м/ уже не холмы» а волны. От Заречья - подьём на «плато». Красные боры, светлеющие дали, контрастность рельефа.
     У Киселей ритмы-холмы переходят в ритмы-горы, живописные «коридоры» из сосен и елей. Вдали - тёмные «пропасти» - провалы перед Бежаницкой возвышенностью. Голубая чаша озера Адоль.
Между Киселями и Ночлегово – дер. Балашово - последнее село в бывшей Витебской губернии.
Перед Ночлегово - аллея из сосен и елей. Горы. Вдали - распаханные поля, озимь……..

     Из публикаций в газетах:
-Часто ли мы с вами задумываемся о том, что нас
окружает, о том, что земля уникальна сама по себе - своим расположением, географической особенностью, пейзажами и нужна нам, прежде всего, как жизненное пространство, а не только, как природный ресурс. Бежаницкая возвышенность, имеет уникальную природную культуре, которую можно назвать ключевой композицией в природе Пустошки и соседних районов.
- Совершенно гористый облик щукинских земель, территории Рыкшино - сменяется в центре возвышенности плоскими поверхностями с поэтическим названием «Звонцы». В строении Бежаницкой возвышенности проявлены в миниатюре все признаки настоящих горных стран. Местоположение земной поверхности, несомненно, влияет на духовную жизнь и характеры людей. Жители северных волостей, щукинских и забельских земель должны отличаться более открытым, непосредственным нравом. Они живут на землях, обращенных чашей вверх, смело открытые ветрам. Жителям Неведрянского Шалаховского края должна быть свойственна природная сдержанность, вера в магические тайны лесов и полей. Время циви¬лизации, основанной на покорении природы, проходит. Пришло время открывать землю не только с потребительской точки зрения, но и с позиций красоты.
      Настолько ярко сформирован, например, образ Пушкиногорья, что на его фоне несправедливо меркнут прекрасные природные ландшафты других псковских мест. Наши-то места по-своему не¬повторимы, вся прелесть нашей при¬роды в непостоянстве. У нас очень грустная поздняя осень и довольно депрессивная ранняя весна, но буйство красок сентября и октября несравнимы ни с чем. Рассуждая о кра¬соте своего края, надо более четко представлять, в чем эта красота выражается и где. Нам следует знать природные преимущества родного края, знать, какие места особенно хороши зимой, а куда мы поведем гостей летом, уметь конкретизировать природную красоту.
Культуру Пустошки можно охарактеризовать, как цивилизацию палисадников. Стремление горожан разводить на своих участках цветы, а некоторые и на огороде находят место цветущему уголку, на самом деле имеет очень глубокие корни. Что в переводе означает «палисадник»? Буквально, «палисад» означает «огороженный участок», если об¬ратиться к мифологии, то рай небесный тоже представляет собой цветущий, огороженный от всего бренного, участок. Вот вам и аналогия -желание насладиться маленьким цветущим раем на земле, отвлекаясь таким образом от бесконечных бытовых проблем. Конечно, палисадники - это, хоть и заметная, но деталь, штрих. А если серьезно, то, по-моему, образ пустошкинских земель можно охарактеризовать, как край пока еще невостребованной красоты и неосуществленных замыслов, которые хранит природа и настойчиво предлагает нам от поколения к поколению. Остается только их увидеть. И, по-моему, это время не за горами……..

     Вот такие интересные, необычные представления о нашем крае имеются у удивительного человека – Желамского Александра Гавриловича. Он принадлежит к такому редкому теперь типу людей, которых называли русской интеллигенцией. Люди, которых я называю «подвижники», ибо у них особая миссия на земле – делать жизнь и устройство общества разумнее и светлее.

Материал подготовила: Т. Яковлева.
[ Вернуться в раздел История и краеведение: | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу
- Генерация страницы: 0.087956 секунд -