... ...

"Мы пскопские" - не такие, как в указанном кино."
Меню

Что нового на сайте?
 Обновлено: С  В  Н 

Нет обновлений за последние 7 дней

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Счетчики
free counters Яндекс.Метрика

:: Новые статьи ::

 · Село Гультяи с деревнями Истецкого войтовства ( 30.11.21)
 · Из истории начального народного образования Пустошкинского к ( 29.11.21)
 · К 515-летию деревни Соино ( 29.11.21)
 · ИСТОРИЯ и личность — «ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ...» ЕЛАГИНЫ — С ( 4.9.21)
 · АРХИВ КРАЕВЕДЕНЬЕ Алольщины ( 13.3.21)


КАКИМ ОНО БЫЛО, НАШЕ ПРОШЛОЕ,ТАКИМ СТАЛО НАШЕ НАСТОЯЩЕЕ.
Опубликовано: Tigl , Включено: 13/4/2010

     Уже несколько лет проводится реформа образования. Многие, установленные годами, традиции и принципы нашего российского просвещения изменяются в соответствии с общеевропейскими тенденциями. Думаю что, обсуждать итоги этих преобразований ещё рановато, а вот напомнить об истории развития массового образования в нашей стране на примере одной отдельно взятой территории, пожалуй, можно.
     За эту местность хотелось бы принять мою «малую родину» - алольский край (Пустошкинского района). Понятно, что это очень маленькое звено огромной цепи, но оно ярко и точно описывает всю сущность, все тенденции и изменения в народном образовании Российской Империи, СССР, Российской Федерации.
     У читателей может возникнуть вопрос, зачем ворошить прошлое? А действительно, для чего?! Да, для того, чтоб не забывать о прежних ошибках, чтобы не становиться на одни и те же грабли по нескольку раз. Мы ведь так любим это делать... Чтоб помнить о прежних достижениях, чтобы на их базе выстраивать  новые, а не стремиться обругать прошлые победы и без исторического фундамента тщетно пытаться создать альтернативные. Но, это всё лирика, а теперь непосредственно к обозначенной теме.
     Среди хвойных лесов и рек на берегу маленького озерка раскинулась деревня Вербилово. Первое документально подтверждённое упоминание этого населённого пункта датировано 1503 годом. На территории деревни, с восточной её стороны, стоит двухэтажное кирпичное здание, там до 1917 года находился сначала католический, потом православный монастырь. Из воспоминаний старожилов стало известно, что в именно 1900 году в этом монастыре впервые была открыта церковно-приходская школа.
     В церковно-приходской школе было всего три класса. Оборудование самое примитивное, учебников и тетрадей практически не было. Кроме того, из-за нахождения школы в ведении церкви, священнослужитель был влиятельным лицом в образовании.
     Детей обучали письму, грамоте, чтению, арифметике и закону божьему. В первом, втором классах на уроках арифметики и русского языка писали на грифельных досках. Учитель держал школят в большой строгости, наказывал за малейшую провинность. Нужно отметить и тот факт, что далеко не все дети могли учиться. Причина тому – бедность, а также занятость в своих хозяйствах, к тому же тогда ещё никто не проявлял никакой заботы о всеобщем обучении крестьянских детей.
      1910 год. Для того чтобы приблизить школу к окрестным деревням, она была переведена в д. Алоль.  Размещалась в небольшой сельской избе, имела три класса. Учителя могли набираться из лучших учеников, достигших 16-летнего возраста. Священник вплоть до 1918 года, как и прежде, оставался влиятельным лицом в школе. Но 21 января 1918 года Совет Народных Комиссаров издал декрет «Об отделении школы от церкви» и Алольскую церковно-приходскую школу преобразовали в школу грамоты с 4 классным обучением. Коренным образом изменилось обучение и воспитание школьников.
      В результате сложного внешнего и внутреннего политического положения СССР, в 20-е годы школы уездов работали с перерывом. Многие из них закрывались из-за непригодности помещений, отсутствия топлива, бумаги, канцтоваров, керосина. Учителям часто не выплачивали жалованье. Поэтому школы могли не работать месяцами. Но, без сомнения, несмотря на все трудности и преграды система образования в молодом советском государстве развивалась, крепла, становилась общедоступной.  
     Новой развивающейся стране требовались хорошо образованные граждане, в том числе и на селе. Для решения данного вопроса в начале 1930-х годов в сельской местности открываются школы крестьянской молодёжи (ШКМ) с семилетним обучением. С 1931 года Алольская начальная школа была реорганизована в неполную среднюю и расположилась в здании бывшего Вербиловского моностыря. Первый выпуск состоялся в 1934 году.
     Год 1935. ШКМ переименовали в семилетнюю, которая по числу обучающихся была самой большой в районе. Она размещала более 300 учеников. Для далеко живущих учащихся был построен интернат на 50 мест. В этом здании школа просуществовала до Великой Отечественной войны.
      В период оккупации района в школьном здании располагался немецкий штаб, также там были обустроены гаражи и конюшни. Три года дети не могли учиться. Только в сентябре 1944 года, после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, снова прозвенел школьный звонок. Это ни смотря на то, что толком не было ни учебников, ни мебели, ни школьных зданий, ни учителей. Были лишь школьники, без пафоса будет сказано, жаждущие учиться. Это видимо помогло в считанные месяцы полностью подготовить школу к учебному году. Конечно, не идеально, но всё же...
     За парты уселись около 300 учеников. Такой большой контингент учащихся присутствовал и потому, что в 1945 году в селе Вербилово открыли детский дом на 100 мест.  Школа работала в трудных условиях. Первые послевоенные годы велась напряжённая работа по достройке не хватающих школьных зданий. В 1948-49 учебном году школа полностью перешла в новые самостоятельно обновлённые здания. Занятия стали проводить в одну смену.
      Однако из-за постоянного увеличения количества учеников назревала острая необходимость открыть среднюю школу. И в 1951 году в д. Алоль, стараниями районной строительной организации, выросло новое типовое школьное здание, рассчитанное на 273 места. Это дало возможность на базе восьмилетки открыть десятилетку. В то время здесь работало 28 педагогов, обучалось 400 человек. При школе было своё подсобное хозяйство, на пришкольном участке собирали урожай овощей. Ежегодно с помощью родителей учащихся для нужды школы заготавливалось 700 кубометров дров.
      Со временем это здание тоже потребовало усовершенствования, поскольку не имело столовой, не было мастерских, других специализированных кабинетов. Нужную школу ПМК-538 возвела на территории центральной усадьбы совхоза «Алольский» за два года. На строительство было затрачено 713 тысяч рублей.
     Октябрь 1980 года. В д. Вербилово новое двухэтажное школьное здание открыло свои двери. Рассчитано оно на 390 мест, с просторным спортзалом, типовой мастерской, библиотекой, актовым залом, столовой, интернатом на 35 мест. В нём и сейчас ведётся обучение алольских, а с недавнего времени ещё школьников из д. Поддубье. Силами учащихся, учителей, родителей проведено обустройство пришкольной территории.
      1990-е. Годы перелома. Годы, когда одна государственная модель ушла в прошлое, а другая только начинала выстраивать свою политику, общественную жизнь. Эти перемены коснулись и школ. Резко сократилось число учащихся, школьное оборудование устаревало, приходило в негодность, штат работников сокращался, школа ветшала из-за отсутствия средств на техэксплуатацию здания... «Не лицеприятное было зрелище»... К началу 2000-х годов проблемы в образовании обострились, оттягивать их решение больше было невозможно. Федеральные органы власти приняли заключение коренным образом изменить ситуацию. Наряду с тремя другими, был разработан национальный государственный проект «Образование». Дело сдвинулось с мёртвой точки. В результате началась, упомянутая мной в самом начале статьи, реформа образования. Многочисленные трудности в системе российского просвещения стали быстро и качественно решаться.
      Не так давно (2001 год) Алольской средней школе присвоили имя легендарного человека, земляка Героя Советского Союза Николая Михайловича Королёва. К слову, в июне 2007 года Президент России В. В. Путин выделил Рособразованию, из резервного фонда, 12,99 миллионов рублей на ремонт школ, третья часть из которых была перечислена на модернизацию Алольской средней общеобразовательной школы. На целевые деньги должны отремонтировать многострадальную кровлю школы, систему отопления и многое другое. Примечательно, что в президентском решении о выделении средств, присутствовали далеко не все регионы.
Как говориться, какие времена – такая история. Ну и всё. Хотя нет. Нет! Это лишь верхушка айсберга. Это лишь самые важные факты, поворотные события, внёсшие изменения в принципы, в структуру образования. Они без учительских судеб, без внутреннего психологического мира обучения, без уточнений. Это лишь основа, без наполнения... Почему так? Всё просто. Для того чтобы на каждого из читателей, посредством моего рассказа, нахлынули воспоминания  именно о своей родной, любимой школе... Это ж всё детство и отрочество...

Автор Бережник Дмитрий Дмитриевич
[ Вернуться в раздел История и краеведение: | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу
- Генерация страницы: 0.084342 секунд -