... ...

"Мы пскопские" - не такие, как в указанном кино."
Меню

Что нового на сайте?
 Обновлено: С  В  Н 

Нет обновлений за последние 7 дней

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Счетчики
free counters Яндекс.Метрика

:: Новые статьи ::

 · Село Гультяи с деревнями Истецкого войтовства ( 30.11.21)
 · Из истории начального народного образования Пустошкинского к ( 29.11.21)
 · К 515-летию деревни Соино ( 29.11.21)
 · ИСТОРИЯ и личность — «ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ...» ЕЛАГИНЫ — С ( 4.9.21)
 · АРХИВ КРАЕВЕДЕНЬЕ Алольщины ( 13.3.21)


Православные храмы земли Пустошкинской.
Опубликовано: Tigl , Включено: 16/4/2010

     Поводом для обращения к теме православия послужил тот факт, что Пустошкинский районный историко - краеведческий музей располагается в бывшем здании районного Дома культуры, которое в свою очередь в 1946 году было выстроено из перевезенной сохранившейся в годы войны церкви. То есть фактически музей - это бывшая церковь из деревни Лукьяново. Неслучайно многие посетители отмечают особую ауру в нашем музее и позитивный эмоциональный заряд. Возможно здесь есть какая - то связь.
Изучение клировых ведомостей церквей, этих ежегодных своеобразных отчетов, позволяет заглянуть нам в далекое прошлое вашего края. Из них можно узнать названия деревень прихода, число душ мужского и женского пола, социальную и религиозную
принадлежность, а в более ранних источниках - и фамилии дворян. Именно клировые ведомости дают нам информацию о наличие
церковно-приходских и земских школ, библиотек и другие сведения.
Сложность изучения прошлого нашего района заключается в том, что территория его сформирована из частей трех уездов Себежского, Невельского и Опочецкого. Причем два первых до 1924 года относились к Витебской губернии, а третий - к Псковской губернии. Поэтому часть архивных материалов находится либо в Витебске, либо в Минске, т.е. после распада СССР - в другом государстве.
Самыми доступными оказались документы по Опочецкому уезду, так как они сохранились в архивах городов Пскова и Великих Лук.
Опочецкий уезд вклинивался в Себежский и Невельский уезды довольно длинной и узкой полосой. К Опочецкому духовному управлению Псковской епархии относилось пять церквей расположенных в погостах Хвойно, Веснеболог /ныне Красное/, Заволчье, Копылок и Ваулино. Речь идет о церквях, располагавшихся на территории Пустошкинского района в пределах его современных границ.
     Самым древним из известных в районе был Хвоинский монастырь /Щукинская волость/. В книге В.В. Зверинского, изданной в Санкт-Петербурге в 1897 году, "Материал для историко - топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем" можно прочесть следующие строки:" № 1010 Николаевский - Хвоинский или Хвощинский мужской, ныне погост Хвойно Псковской губернии Опочецкого уезда в 60 верстах от Опочки при озере Хвойно. Основан старцем Зосимою Зелениным около 1627 г., в 1659г. велено строить и ведать Серебрицкому строителю Иоасафу Кобылину, в 1668-1671г. здесь был настоятелем Спиридон Глохвастов. До упразднения своего в 1764г. состоял приписанным сперва к Рденской пустыне, а потом к Троице-Сергиеву монастырю в Великих Луках". Николаевский-Хвоинский монастырь просуществовал 137 лет, затем на его месте стала действовать церковь с одноименным названием. Клировые ведомости за 1843 год свидетельствуют о том, что вновь "... церковь построена в 1783 г. тщанием прихожан. Здание деревянное и такая же колокольня. Штат: священник и два причетника /служители церкви/. На содержание жалованье положено, содержание их скудно. Прихожан 123 двора и 1203 человека, из них мужского пола - 573, женского - 630.
    Читая клировые ведомости церквей, погостов г. Опочки и его уезда за 1914 год, о погосте Хвойно стало известно, что в очередной раз церковь перестроена прихожанами в 1879 году. "Престол один во имя Святителя и Чудотворца Николая. Жалованье положено: священнику- 300 руб., псаломщику -100 руб. Другие источники содержания причта: аренда земли, отданной под молочную лавку крестьянину Василию Алексееву. Земли при церкви состояли вместе с погостом церковным - 3 десятины, пахотной – 23 десятины, сенокосной-2 десятины, под лесом дровяным и болотам 13 десятин. Всего: 41 десятина. Качество церковной земли: земля самого плохого качества, 2/3 ее неудобны для хлебопашества. Имеются в приходе школы: церковно-приходские и земские: Криухинская с 1898 г. на границе двух приходов Основского и Заволоцкого, Основская в д. Осно с 1904 г., Ильюшинская на хуторе Ильюшино с 1912 г. Церковная школа на содержание ее отпускается от правительства … и местные средства 50 руб. В сем году в них обучается 21 мальчик и 26 девочек". В приходе 28 деревень, в них дворов 383, в т.ч. духовных -2, дворян - нет, мещан -2, крестьян - 379. Общее население прихода значительно увеличилось и составляет 2510 душ, из них мужского пола - 1202, женского - 1308.
     Что касается Николаевской церкви погоста Веснеболог, то из архивных материалов стало известно, что построена она в 1697 г. тщанием помещика Михаила Ивановича Сумарокова. Перестраивалось ли церковное здание или нет в последующие годы,
нам неизвестно. Но в 1914 году о ней писалось так: "Деревянная на каменном фундаменте в одной связи с такой же колокольней, крепка, покрыта железом. Престол один - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Штат: священник, дьякон и псаломщик. Земли: 179 дес. 2032 саженей, но пахотной и сенокосной 40 дес., остальная земля неудобная и находится под лесом, кустарником, болотом, пустырями, дорогами и пр. Качество - малоплодородная. Земля обрабатывается с половщиками с третьей и четвертой части в пользу притча. Часовен нет.
Опочецкой мещанской вдовой села Красного Анной Ивановной Лапиной пожертвовано на имя причта сей церкви 100 руб. с условием пользоваться процентами причту за вечное ее поминовение. Школы: одно - классная церковно-приходская в д. Скробы, открыта в 1896 г. как школа грамоты, а 17.03.1909 г. переименована в церковно-приходскую. Обучается 23 мальчика и 7 девочек.
Земские: Веснебологская открыта в 1876 г.
Мутовозовская – в 1893г.
Выдринская - в 1910г.
Цеплигорская - в 1911 г.
Сенютинская - в 1913 г.
    Священник Алексей Александрович Вышегородский, 37 лет, дьякон Владимир Михайлович Юпашевский, 33 года, псаломщик Иван Павлович Десницкий, 67 лет.
Всего в приходе 630 дворов, из них духовных- 4,дворян –1, мещан - 32, крестьян - 593. В селе Щукино проживала Назимова Габриэль Нестеровна с детьми, владелица 1096 десятин земли. Братья Лапины Евгений Иванович и Никандр Иванович имели 563 дес. земли, а Лапина Александра Федоровна – 441 дес. Всего же в приходе насчитывалось 4320 душ, из них 2393 мужского пола и 2527 женского. Да еще раскольников 193 души. Несложно подсчитать, что общее население только этого края превышало 5 тысяч человек. Сейчас, даже трудно представить, что деревни в наших местах были рассыпаны с удивительной частотой, что избы в них радовали многоцветьем людских голосов, что песни сопровождали работу не только в доме, но и в поле. Погосты Заволочье и Копылок находились в непосредственной близости друг от друга, на расстоянии всего лишь двух километров, и в определенной степени конкурировали между собой. Так в 1532г. священник Заволоцкой церкви Никита Никитин был оштрафован за посылку подложного прошения о приписке Копылковской церкви к Заволоцкой. На самом же деле именно Заволоцкая церковь по Указу Святейшего правительствующего синода, от 10 декабря 1839 г. по бедности прихода приписана к церкви, погоста Копылок, но по прошению прихожан оставлена самостоятельно.
    Вообще-то, изучая архивные документы, можно придти к выводу что в середине 19 века наши церкви не были слишком богатые, а скорее наоборот. На содержание священно - церковно служителей Заволоцкой церкви в 1843 г. “жалованья никакого нет, а получает от прихожан руку”. В Копылковской же церкви "штатное жалованье 25 руб. 42 коп., на содержание церкви 5 руб. Всего: 31руб.42 коп, да издревле от прихожан положено с женатого добровольной руги ржи четверик и ярового хлеба четверик, но по бедности тех прихожан получают меньше девятой части положенного хлеба".
     Церковь бывшего города Заволочье построена в честь Преображения Господня в 1796 году помещицей Еленой Кнежиной. Храм существовал и раньше, ведь крепость Заволочье построена в 1536 году. Очередную перестройку церкви осуществил житель села Шаулы Николай Клингенберг на собственные средства в 1344 году. В те времена в бывшем городе Заволочье еще жили солдаты. В приходе - государственных крестьян 33 двора, остальные крестьяне принадлежали помещикау Петру Мартыновичу Наперстову, штабс - капитанше Марии Васильевне Елагиной, Василию Васильевичу Адодурову, секретарше Анне Ивановне Афросимовой, Василию Егоровичу Языкову и др. В перечне этих фамилий неожиданно встретилась запись "помещица Александра Исакова Ганибалова... С определенной долей уверенности можно утверждать, что это никто иной, как дочь двоюродного деда А.С. Пушкина Исаака Абрамовича Ганнибала, владельца имения в Воскресенском /в Пушкиногорье/.
     Троюродная тетка поэта помещица Александра Ганнибал имела крестьян в деревнях Лосно, Рахново, Кошнево. Факт сам по себе небезынтересный. Возможно и легенда о том, что Пушкин сиживал на большом камне реки Великой в Поддубье, не вымысел.
     К 1914 году в приходе дворян уже не числилось, по социальному составу здесь проживали: духовных- 2 двора, мещан - 14дв., крестьян - 405 дв., раскольников Федоееевекого толка 34 двора. Всего же насчитывалось 455 дворов, в них душ - 3510.
В девяти верстах от церкви была расположена часовня. Вот как о ней писали сами прихожане: "В приходе нашем находится одна часовня в имении Калихово в честь Святого Духа, существующая там с незапамятных времен и особо чтимая окрестными жителями по имеющемуся там источнику, а вера в благодатную помощь привлекает в нее о каждым годом все большее к большее число богомольцев". В приходе школы: три земские. В Копылковской волости Орская и Рябовская в селе Васильки, в Еженской волости в д. Криуха - Криухинская. Копылковская церковь ветхая и древняя построенная в 1640г., вновь - была перестроена помещиком села Маслово подпоручиком Василием Никифоровичем Елагиным и его наследниками 1861г. Престол во имя Успения Божией матери. Согласно клировой ведомости за 1914 год всего в приходе 361 двор, т.ч. духовных - 21, дворян - 1, мещан - 3, крестьян - 325, раскольников - Федосеев 26. В них насчитывается 2390 душ, из них 1195 мужского пола и столько же женского. Раскольников больше всего приходится на Заволоцкий и Копылковский приходы. Из этого же документа стало известно, что к этому году, в Пустошке уже действовала_ сберегательная касса. В разделе "церковные деньги" записано "в том числе в Опочецкой сберкассе 573 р.91 коп. и в кредитных учреждениях – 848руб. 98коп., в Пустошкинской сберегательной кассе Государственного банка Витебской губернии - 270 р.74 коп."
     Сведения о школах следующие:
Копылковское земское училище открыто 1878г.,
Кузьминское земское училище.
Матохинское земское училище.
     По ходатайству прихожан церковно - причтовый дом, построенный помещиком села Маслово Никандром Яковлевичем Офросимовым в 1864 г., отдан в аренду Опочецкому земству под помещение училища.
     Архивные записи о Знаменской церкви погоста Ваулино за тот же 1914 год гласят: "Церковь построена в 1776 г. помещицей села Ваулина Евфимией Андреевной Селяниновой на собственные средства. Церковь деревянная, весьма ветха и даже во многих местах дает течь и неотложно требует перестройки, покрыта гонтом. Штат: священник и псаломщик. Земля 36 десятин находится в бесс***м владении причта. План и межевая книга находятся в Псковском окружном суде, т.к. производился спор о церковной земле с бывшим владельцем села Ваулина Шалыгиным.
    Церковно - приходская школа в погосте Ваулино открыта 1896г. Обучается 22 мальчика и 13 девочек. В приходе 170 дворов, в т.ч. духовных - 2, дворян - нет, мещан -2, крестьян - 108, инославных: римско - католики - 22 души, лютеране – 25 душ, раскольников - Фед. толка 122 души". Деятельность церквей была направлена не только на проповеди духовного начала, но это были учреждения, которые несли элементы культуры и воспитания. Стремясь сохранить благочестие в народе, священники в своих проповедях обличали пьянство, драки, сквернословие и другие неблаговидные поступки прихожан, особенно среди молодежи. При Заволоцкой церкви существовала библиотека. На 1906г. в ней имелось "книг исторического содержания до 50 названий, учительских до 20, по обличению раскола до 100 и смешанного содержания до 28". В церковной библиотеке погоста Хвойно в 1914 году, находилось книг для чтения предназначенных 50 томов. В церковных и земских школах преподавали Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, чтение славянское и русское.
Духовенство часто давало врачебные и сельскохозяйственные советы. Наиболее авторитетные имели дополнительные обязанности. В 1908 году "Священники погостов: 3аволочье Василий … состоял благочинным округа, Ваулина - Александр … округа, Хвойно -Алексей Модестов.
     Дальнейшая судьба священно – церковнослужителей, да и самих церквей печальна. Из 21 православной церкви, располагавшихся на территории района, в 1931 году действующими были только 5. При закрытии церковные здания планировались использоваться под красные уголки, клубы. На самом же деле чаще всего в них были устроены склады. Священники в большинстве своем были репрессированы. В послевоенные годы в нашем районе все церкви были закрыты.
Возрождение началось со строительства Хвоинской часовни в Щукинской волости в 1995 году. Затем в Пустошке в 2000 году был построен Храм преподобного Сергия Радонежского и сейчас ведется строительство церкви Святителя Николая Чудотворца в деревне Красное.

 


Е.Д.Юринова - директор районного историко-краеведческого музея

[ Вернуться в раздел История и краеведение: | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу
- Генерация страницы: 0.06501 секунд -