... ...

"Мы пскопские" - не такие, как в указанном кино."
Меню

Что нового на сайте?
 Обновлено: С  В  Н 

Нет обновлений за последние 7 дней

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Счетчики
free counters Яндекс.Метрика

:: Новые статьи ::

 · Село Гультяи с деревнями Истецкого войтовства ( 30.11.21)
 · Из истории начального народного образования Пустошкинского к ( 29.11.21)
 · К 515-летию деревни Соино ( 29.11.21)
 · ИСТОРИЯ и личность — «ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ...» ЕЛАГИНЫ — С ( 4.9.21)
 · АРХИВ КРАЕВЕДЕНЬЕ Алольщины ( 13.3.21)


Старообрядцы.
Опубликовано: Tigl , Включено: 16/4/2010

Старообрядцы.

     «Порубежность» нашего края стала причиной того, что здесь на относительно малой территории пересеклись пути сразу трех христианских вероучений: официального православия, католичества и старообрядчества. И если век католицизма на нашей земле был относительно короток (около 200 лет), то исповедующие «старую» веру и ныне проживают на территории Новосокольнического района. История этого вероучения на нашей земле насчитывает более 400 лет…
      Раскол Русской православной церкви стал следствием греческих нововведений, принятых на Соборах 1654-1667гг. Часть верующих не захотела расстаться с прежними обычаями, освященными в их понятии памятью предков, и отказалась подчиниться патриарху-реформатору Никону и царю Алексею Михайловичу. За то на головы их обрушился и патриарший, и царский гнев…
     Спасаясь от преследований воинских людей, ревнители старой веры бежали в глухие места государства (коих тогда хватало), и на его окраины, где их не могла достать карающая рука власти. Тогда-то и появились в наших местах первые «староверы».
      Первое их появление было отмечено уже в конце XVIIв. (1681г. – А.И.Сизов. У истоков Великой. 2003г.) В массе своей это были выходцы из Новгородской земли, чему причиной были близость последней и давние связи ее с нашими краями. Кроме того, «никоновы» нововведения, возможно, встретили отпор и со стороны части местного населения, так что беглецы находили здесь радушный прием. На территории Псковщины, как и на всем Северо-Западе России, распространилось старообрядчество так называемого беспоповского толка. Его представители считали, что со смертью последнего архиерея, поддержавшего раскол, исчезла и благодать на земле. Некому стало рукополагать священников, не стало и Св. Тайн, значит, в оставшееся до Страшного Суда время каждый может «напрямую» общаться с Богом, без посредства иерея. Это роднило «беспоповцев» с европейскими протестантами.
     Особенное распространение получила «старая» вера с прибытием в наши края Феодосия Васильева, бывшего дьякона новгородской церкви в Крестецком Яму. Он происходил из рода бояр Урусовых, переселившихся из Москвы в Новгород после Смуты начала XVIIв. Дьякон Феодосий был главой новгородской стаоробрядческой общины и руководителем новгородских соборов 1692-1694гг.. признавших окончательное исчезновение священства. В 1694 г. оны со своими сторонниками вынужден был бежать в Речь Посполиту, где осел в приграничной Невельской земле. Здесь, на землях пана Куницкого, в селе Русанове, были основаны обители, в которых было до 600 мужчин и до 700 женщин.
      (Кстати, по воспоминаниям стариков-старообрядцев Окнийской волости, еще в начале ХХ века земли к востоку от озера Асцо (у д. Отрадное) звались «Акунищиной». Там же находилось ныне исчезнувшее село Обитель, где до конца 30-х. гг. существовала старообрядческая моленная. Не след ли это федосеевских скитов?..)
     Федосеевцы вскоре распространили свое учение и на соседний Великолуцкий уезд. При Петре I гонения на старообрядцев ослабли, отношение его к ним характеризует следующая фраза: «Если они подлинно таковы («честны и прилежны» - прим. авт.), то по мне пусть веруют, чему хотят, и когда уж нельзя их обратить от суеверия рассудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть – ни они той чести не достойны, ни государство пользы иметь не будет». (С.Князьков. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. Книга для чтения в школе и дома. Изд-во Т-ва Сытина, Москва, 1909г., с.579). Покровительствовал Феодосию Васильеву сам Светлейший – А.Д.Меншиков. После разорения скитов польскими солдатами (1707г.) Феодосий со своими сторонниками вообще переселился в Вязовскую волость с разрешения властей (1708г). Учение его стало быстро распространяться и среди местных жителей, как крестьян, так и дворян. Правда, жизнь его здесь была недолгой – в 1711г. он отправился в Новгород, где попал в руки митрополита новгородского Иова. По приказу последнего Феодосий был заключен в тюрьму, где вскоре и принял мученическую смерть. Однако последователи его вскоре составили самое многочисленное «согласие» среди «беспопопцев».
      Одновременно с «федосеевским» появляется и так называемое «поморское» согласие, зародившееся в Выгорецкой «киновии» братьев Денисовых, также потомков старинного рода князей Мышецких. Его представители были более лояльны к властям, и с 1706 года даже стали молиться за царя, что и послужило причиной окончательного разрыва их с Феодосием Васильевым (первые «федосеевцы» считали царя самим Антихристом). Именно поэтому власти относились к «поморцам» не так строго, часто глядя «сквозь пальцы» на их собрания. На протяжении всего XVIII века влияние «поморцев» на Псковщине росло, «федосеевцы» же его теряли. Многие из них переходили в «поморский» толк.
     (Интересен также следующий факт. Во время своих разговоров с местными старообрядцами автору иногда доводилось слышать: Мы-то что… Вот раньше-то здесь настоящие староверы жили, и звались «крепковеры»…Возможно, это воспоминание о практически исчезнувших ныне «федосеевцах»? Или же о представителях еще одного толка, выделившегося из «поморцев» - «филипповцах». Именно их называли «крепковерами» («крепкохристианами») из-за их радикального настроя, иногда даже оборачивавшегося самосожжением в случае преследований).
      Старообрядцы в наших землях также возводили свои храмы – они звались у них «моленные». Руководили службой в моленных духовные наставники, наиболее просвещенные среди членов общины. Нередко это были женщины. Самым первым является свидетельство о старообрядческой молельне в д. Глядково на Вязовщине (А.И.Сизов. У истоков Великой. 2003г., с.63). Она действовала в середине 30-х гг. XIXв. При дворе крестьянина Терентия Васильева, и была уничтожена 24 марта 1838г. по распоряжению самого министра внутренних дел. То были времена наибольших гонений на старообрядцев, царствование Николая I.
      Попыткой примирить староверов с официальной церковью стало «единоверчество», возникшее в 1799-1800гг. среди московских купцов-старообрядцев. «Единоверцы», признавая Св. Синод и Государя, вели свои службы по старым обычаям и старым книгам, и получали «новообрядческих» священников (т.е. они, таким образом, признавали и «благодать» никонианской церкви). При Николае I всех старообрядцев пытались насильно сделать «единоверцами», поставив под контроль Синодальной церкви. Само «единоверчество» рассматривалось властями как промежуточный шаг к полному возвращению «заблудших» в лоно церкви. Единоверцам передавались некоторые храмы и необходимое для моления имущество.
      28 июня 1859г. вязовским единоверцам была передана одна из тамошних церквей – Александро-Невская. Она стала одной из шести единоверческих церквей в Псковской губернии, сюда приезжали молиться из Великолукского, Опочецкого, Новоржевского, Холмского и Себежского уездов. Правда, решением вопроса это не стало, потому как многие старообрядцы этот новый «толк» игнорировали, придерживаясь своих старых обычаев. Спустя некоторое время Александро-Невская церковь вновь была передана Псковской епархии.
Нужно сказать, что переубедить старообрядцев в преимуществах новой веры действительно было делом нелегким. Недаром в районы, «зараженные расколом», назначались самые подготовленные священники, такие, как отец Стефан Синайский, настоятель Новской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Связано это было с тем, что они, старообрядцы, гораздо лучше знали Священное Писание, чем «никониане» в своей массе. Обходясь без священников, они сами постигали основы веры, недаром процент грамотных среди них во все времена был существенно выше, чем в среднем по уезду.
      К началу ХХ века старообрядцы Вязовщины, Руновщины, нынешней Островской волости и др. молиться отправлялись в д. Пружанец, что ныне на территории Пустошкинского района. Там была известная моленная, привлекавшая их со всей округи. Что касается старообрядцев, населявших южные земли нашего района, то у них моленных было даже две. Одна, о которой уже говорилось – в д. Обитель. Другая – неподалеку, в д. Шитьково. Обеих деревень сейчас нет, сохранились лишь старообрядческие кладбища, отличающиеся своим обликом от «православных»: на старых могилах там установлены камни с высеченными на них осьмиконечными крестами, иногда – с надписями старославянским «уставом». Есть устные, но непроверенные свидетельства того, что вторая моленная, в Шитькове, была построена в начале ХХ века, когда в 1906г. был принят закон о веротерпимости, разрешивший старообрядцам свободно исполнять свои моления. Она по размерам своим была много больше старой, «обительской», под восьмискатной крышей, которую венчал осьмиконечный древлеправославный крест. Здесь же, у моленной, был дом духовника (члены общины называли его «попом», хотя, будучи «беспоповцами», причастия и миропомазания от него не получали). В 20-30-е гг. им был Ларион Семенович Дубковский, родом из-под Новоржева, после смерти своей похороненный тут же, в Шитькове.
      Обе моленных были закрыты во второй половине 30-х гг. Здания были разобраны, бревна свезли в д. Ракитино, намереваясь использовать их для расширения здания Ракитинской школы. Планам этим помешала война…
      Есть также сведения о том, что старообрядческая моленная была и в Новосокольниках в 20-е гг. Она располагалась в одном из частных домов. К сожалению, адрес ее и дальнейшая судьба неизвестны.
     Старообрядцы и ныне проживают в нашем районе. Сейчас все они считают себя приверженцами «поморского» согласия. Ранее наставников и духовную литературу они получали из Риги, теперь же, в силу известных событий, таким центром стал Санкт-Петербург, где находится Невская Старообрядческая Поморская община. Всего на территории России существует около 100 «поморских» общин (и около 200 – за пределами России). На моления они отправляются в Невель, где существует община, и на частой квартире действует импровизированная моленная. Так как по уставу «поморцев», службу можно вести «по нужде» без священника и без литургии, то проводят ее там женщины, с благословения наставника Невской Старообрядческой Поморской общины, главы Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Олега Ивановича Розанова.

[ Вернуться в раздел История и краеведение: | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу
- Генерация страницы: 0.056087 секунд -