... ...

"Мы пскопские" - не такие, как в указанном кино."
Меню

Что нового на сайте?
 Обновлено: С  В  Н 

Нет обновлений за последние 7 дней

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Счетчики
free counters Яндекс.Метрика

:: Новые статьи ::

 · Село Гультяи с деревнями Истецкого войтовства ( 30.11.21)
 · Из истории начального народного образования Пустошкинского к ( 29.11.21)
 · К 515-летию деревни Соино ( 29.11.21)
 · ИСТОРИЯ и личность — «ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ...» ЕЛАГИНЫ — С ( 4.9.21)
 · АРХИВ КРАЕВЕДЕНЬЕ Алольщины ( 13.3.21)


Загорская Успенская церковь.
Опубликовано: Tigl , Включено: 14/4/2010

     С каждым годом все меньше и меньше деревень остается на Псковщине. Тихо и не заметно они уходят в небытие. Но, каждая деревня это тоже действующее лицо истории страны и, как и у людей у каждой из них своя биография.
Дата рождения деревни Загорье неизвестна. Зато точно известна дата её исчезновения с географической карты страны - декабрь 1967г. Именно в это время деревня Загорье Алольского сельсовета Пустошкинского района  снята с учета решением облисполкома.
     А когда –то,  деревня  с простым названием Загорье, была большим селом со своей церковью и приходом.  В начале XX века прихожан в ней  насчитывалось  3 тыс. душ. В приход входили деревни: Максим Погост, Оболенье,  Сарпуниха, Хомкино, Гришина Гора, Серболово, Батаково, Летая, Рыжица, Замошница, Мошки, Переходники, Ивахново, Олешнюги, Застарья, Новины, Ермолово, Лужи, Скопина, Яшково.
Два раза в год в Загорье  шумели ярмарки, или как их здесь еще называли «кирмаши».   Ярмарочными днями в Загорье считались 1 февраля и 12 июня. Торг шел кожаными, железными и лесными изделиями. Заезжие коробейники предлагали дешевые бумажные материалы, всевозможные лакомства.
      В начале XX века о Загорской церкви писали: «Построена в 1840г. Штатная, деревянная, холодная, прочная. Земли удобной 37 десятин, леса 12 десятин. Постройки духовного ведомства деревянные, новые».
     Но, сведения о церкви в селе Загорье имеются более позднего периода. В фондах архива имеются «Книги записи родившихся , бракосочетающихся и умерших Загорской Успенской церкви  за 1827 – 1843 гг». Значит церковь  в 1840г. была просто отстроена заново, вместо старой.
      Ветхие страницы церковной книги сообщают о том, что в  1834г. священником в церкви Загорье служил Белинский Дмитрий Яковлевич. Было ему в это время 23 года. Был женат. Жене Наталье Яковлевне было 18 лет.
Дьячком в церкви был  Бобровский Онуфрий Мартинович.
     В 1840г. священником нес службу Забелла Василий Стефанович, дъячком состоял  Бобровский Александр Онуфриевич.
     В 1841 г.- священник Петр Васильевич Быковский.
     «Ведомости Себежского уезда Загорской Успенской церкви за 1843г.» сообщают о том, что церковь в 1840г. построена игуменем Вербиловского монастыря  Игнатием Куликом. Здание деревянное на каменном фундаменте, новое, типовое в одной связи с колокольней. Престол в церкви один во имя Успения Пресвятой Богородицы. Утварью церковь скудна, но все самое важное имеется. По новому штату с 1842г. положено быть священнику, дьякону, дьячку и профильщику. Земли при церкви усадебной, пахотной и неудобной считается 44 десятины и 605 сотней. Собственного плана - именной книги при церкви не имеется, а земли обозначены в общем плане Вербиловского монастыря.  Священник не имеет собственного дома, а проживает в доме, оставшемся от Униатского священника Тиволовича, обращенного в церковное достояние. Дьякон жительствует в своем собственном деревянном доме, вновь выстроенном на церковной земле.  Дьячок имеет собственный новый дом, стоящий также на церковной земле, в котором жительствует и отец его – внештатный дьячок Онуфрий Бобровский со своим семейством. 
    Священник получает жалованье от казны 180 руб. серебром в год. Дьякон -80 руб. Дьячок – 40. Просфирий -24 руб.
Дьякон Иоанн Родионов, дьяческий сын, 28 лет, обучался в Рязанской Духовной семинарии, откуда по окончании курса словесных наук Святейшего Правительствующего Синода поступил в Полоцкую епархию. Приосвященником Спиридоном Полоцким и Витебским в 1837г. 12 июня определен в Полоцкий уезд к Россонской Рождества Богородицы церкви в причетчики и в октябре того же года посвящен в Стихарь.
    Женат. Жена Евдокия Петровна – 22 лет, сын Василий 4 лет.
 Дьячок Александр Онуфриевич Бобровский, дьяческий сын, обучался в Вербиловском Духовном уездном училище и по окончании был определен в Невельский Преображенский монастырь 14 ноября 1839г, затем определен в Сурожский уезд – дьяком, потом в 20 декабря 1839г.  перемещен в Загорскую церковь. Холост.
     Просфирия – вдова священника Ксения Иосидоровна Быковская. – 63 лет. Дети ее Роза – 22 лет, Софья- 19 лет.
 Внештатный дьячок Онуфрий Мартинович Бобровский, священнический сын. Уволен от должности Указом Полоцкой Духовной консистории от 28 февраля 1840г. за № 6370 последовавшем по «тухости зрения». Получает с женой 15 руб. серебром в год.
Жена - Екатерина Федоровна 54 лет, Дети: Агат – 23 лет, Анастасия -19 лет, Григорий – обучается в Вербиловском духовном уездном училище.
     Вот такие сведения о давно забытом, о людях некогда населявших эту деревню, доносят до нас архивы. Стерлась с лица необъятных просторов земли село Загорье. Немногие из деревень, входящие в приход Успенской церкви дожили до наших дней.  Воспоминания о них остались лишь в сердцах тех, кто родился и жил в этих краях.

 


 

Т.Яковлева – гл. библиограф
 Пустошкинской центральной  районной библиотеки.

[ Вернуться в раздел История и краеведение: | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу
- Генерация страницы: 0.054816 секунд -