... ...

"Мы пскопские" - не такие, как в указанном кино."
Меню

Что нового на сайте?
 Обновлено: С  В  Н 

Нет обновлений за последние 7 дней

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Счетчики
free counters Яндекс.Метрика

:: Новые статьи ::

 · Село Гультяи с деревнями Истецкого войтовства ( 30.11.21)
 · Из истории начального народного образования Пустошкинского к ( 29.11.21)
 · К 515-летию деревни Соино ( 29.11.21)
 · ИСТОРИЯ и личность — «ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ...» ЕЛАГИНЫ — С ( 4.9.21)
 · АРХИВ КРАЕВЕДЕНЬЕ Алольщины ( 13.3.21)


«Вербилова Слобода»
Опубликовано: Tigl , Включено: 9/2/2013

«Вербилова Слобода»

Давно переехал жить в другое место, в другой город, но как говорится «малая родина» не отпускает. Это живописное местечко не только безумно красиво, но и имеет богатую историю. Здесь я родился, рос. Это мой родной Алольский край. И вот на территории этой волости есть деревушка Вербилово, в прошлом Вербилова Слобода. Вот о ней и хочу рассказать.
В начале 16 века, во времена бесконечных набегов на наши земли польских и литовских завоевателей царь Иван 3 сумел-таки добиться перемирия с королём польским Александром. Из Летописи - «1503. Сентября заключено было перемирие съ Лифляндскими рыцарями и Литовцами».
В «Перемирной грамоте» адресованной русскому царю в 1503 году содержалось предложение «6 лет межи себе рати и войны не замысляти», перечислены 19 городов и 70 волостей, которые король обещал «не воевати и незачепляти». В этом списке, помимо прочих, была названа и Вербилова Слобода (Вербилово). Это как раз и есть первое упоминание в официальных источниках о деревне Вербилово нынешней Алольской волости.
Существует легенда, что именно в те далёкие времена крестьяне и назвали эти живописные места с Вербиловой Слободой польским словом «Алоль», т.е. алольщина.
В книге М. Е. Мельникова «О чём говорят географические названия» можно найти описание и расшифровку значения термина - Алоль.
Алоль-посёлок расположен на северо-западе Пустошкинского района, Псковской области, в 2х км от дер. Вербилово. Через этот населённый пункт протекает река Алоля или Алоль. Это левый приток реки Великой. Название «Алоль» река носит только в низовьях, наверное, из-за указанного одноимённого посёлка. А так, почти на всём протяжении её называют «Алолей». Правильное историческое написание – Ололя. Эта форма зафиксирована в писцовой книге Полоцкого повета 16 века. При сопоставлении названия реки с другими гидронимами (оз. Алё, оз. Олица) легко выделяется корень –ол-. Это корень содержится и в других языках. Эстонское –ылу-, финское –олун-, латышское – олус- означают «пиво». В норвежском языке есть диалектное слово «олле» - родник, ключ. При широчайшей распространённости слов с корнем – ол- трудно с определённостью сказать «Ололя» дославянское название или же славянское. Некоторые считают, что Алоль в переводе с польского означает «красивая». Но бесс*** одно: в его основе лежит значение – «вода, река».
Но есть другое мнение, А. П. Волгарёв член Русского Географического общества считает, что в науке о географических названиях сложилась неприемлемая традиция объяснять происхождение русских слов через обращение к иностранным, иносказательным языковым корням.
«Даже такой замечательный исследователь Александр Иванович Попов почему-то утвердительно говорил, например, о несомненно неславянском названии реки Алоль. Вообще, привлечением финских, литовских, эстонских, латышских и других корней для расшифровки географических названий пестрит вся топонимика Северо-запада. Автор этой статьи, напротив, считает и уверен в том, что почти все географические названия объектов в нашем крае сложились в тысячелетней истории русского традиционного словотворчества. Ал, олонь – луг, пастбище, пажить. Слово русское. Алана – пойма, плавни, пойменные камыши, зыбун. Оль, Ольга – топкое болото. Ольшанка – разная рыба мелкая. Алоль, буквально – болотистая пажить (пойма). К сожалению, автор недостаточно знает реку Алоль, её характер от истоков до устья, поэтому допускают и другие варианты толкования».
Но после смерти Ивана 4 старые враги – польские паны, шведские феодалы вновь стали нападать на Русь. Ложью и обманом им удалось захватить часть территорий государства российского. Иностранные захватчики начали насаждать католическую веру, строить костёлы и монастыри.
Одно из таких сооружений, а именно монастырь, находился в Себежском уезде, Витебской губернии, около д.Алоль, при Вербиловском озере в 5 верстах от бывшей почтовой станции Балашово. Вот что говорится в современном путеводителе по Псковской области. В дер. Вербилово в конце 16 века построен Вербиловский монастырь, основал его мстиславский воевода Иосиф Корсак, когда эти земли принадлежали Речи Посполитой. Изначала он организовывался как мужской католический униатский, затем был преобразован в православный, а в 1896 году в женский (православный).
Кстати портрет Корсака долгое время хранился в Вербиловской церкви, но после 1918 года был передан в Себежский краеведческий музей, где и сейчас находится.
Указом Сигизмунда 3 (1616г.) все православные церкви и монастыри были подчинены киевским митрополитам. Они не только приняли униатство, но и стали активными его проводниками. Правда уже в 1667 году по Андрусовскому перемирию данные религиозные места отпадали от униатства и возвращались православию.
Следующим хозяином земель стал польский князь Огинский. В церкви имелся портрет и князя Огинского. В первой четверти 17 века под руководством К.Минина и Д.Пожарского польская шляхта была изгнана из пределов Русского государства. Тогда князь Огинский передал все земли католического Вербиловского монастыря введенье православного.
В 1796 году построили Соборный храм в честь Покрова Богоматери на территории монастыря. Небольшая, многоглавая деревянная церковь с высокой трёхъярусной колокольней и деревянными кельями (не сохранились).
До наших дней дошли несколько кирпичных построек (одно и двухъярусная) – вероятно, сестринский и настоятельский корпуса, основание звонницы (19 в., по техпаспорту 1890 г.), колодец с ключевой водой, аллея старинных лиственных деревьев. Толщина стен от 60 до 90 см.
При крепостном праве для работы в хозяйстве монастыря использовались крепостные крестьяне ближайших деревень, а после отмены крепостного права работали те же крестьяне, только уже не бесплатно, а за поденную плату.
В первые годы существования православного монастыря монастырское хозяйство было развито и давало приличный доход. Но систематически год от года оно начинало приходить всё больше к упадку. Чему способствовали сами монахи. В монастыре начало процветать пьянство и воровство. Монахи воровали имущество и пропивали его. Дело дошло до икон, книг и крестов. К 1880 году хозяйство Вербиловского покровского монастыря было доведено до плачевного состояния. Крестьянин Иосиф подал жалобу в Святейший Синод, в котором описал все безобразия. Синод издал постановление о реорганизации монастыря из мужского в женский. Пьяницы–монахи были сосланы в Соловецкий монастырь. Это произошло в 1896 году. С 1844 года монастырь причислен к внештатным.
К началу 20 века при этой общежительной обители имелось два храма с пределами, церковная школа, иконописная мастерская. Но как бы там ни было, большую работу пришлось проделать монахиням по восстановлению монастыря. В зданиях не было рам, дверки от печей были выломаны и пропиты. Среди монахинь нашлись живописцы, которые расписали внутренние стены иконами и фресками. Хозяйство стало возрождаться.
Интересно, что на территории Алольской волости помимо Вербиловского Покровского монастыря (около 1600 г.) с Соборным храмом в честь Покрова Богоматери (1796г.) было ещё 2 церкви. Это Церковь Покрова Богородицы в д. Яссы (середина 19 века, дерев.) и Загорская Успенская церковь (1840 г., дерев.).
Официально в статистическом обозрении за 1888 год по Витебской губернии вот что говорится о данном монастыре и его хозяйстве. Монастырская церковь, деревянная, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построена Настоятелем этого монастыря Севастианом в 1796 году. Прежний латинский иконостас заменен новым православным в 1839 году. Куполы, имевшие прежде костельный вид и кресты с латинскими надписями переделаны заново. В 1871 году устроен в этом храме с правой стороны придел теплой церкви во имя первомученика Архидиакона Стефана. Кельи Настоятеля и братии помещаются в одноэтажном деревянном доме, обложенном кирпичом, оштукатуренном и выбеленном. Под этим зданием каменный погреб. Кроме того есть каменный двухэтажный дом, в котором в настоящее время помещается приходское училище и учитель. До 1857 г. здесь помещалось Вербиловское духовное уездное училище, которое в 1856 году закрыто и ученики высшего отделения в 1857 году переведены в Полоцкое Духовное училище.
Монастырю принадлежит: фольварок Стайки, пространством в 117 десятин 41 кв. сажень, в 12 верстах от монастыря, за который получается аренды 225 руб. в год. Лесная дача чистого соснового насаждения в 146 дес. 300 кв. саж. Озеро Ололь, в 3-х верстах от монастыря, за которое монастырь получает по 100 руб. в год арендной платы и мельница деревянная о двух поставах с сукновальней близ дер. Ермолово, на реке Ололи, в 12 верстах от монастыря, за которую получается аренды по 200 руб. в год. От Святейшего Синода монастырь получает по 190 руб. в год. В этом заштатном монастыре живут: Настоятель, Иеродиакон и послушники.

В архивах сохранился интересный документ, показывающий степень эксплуатации крестьян во второй четверти 19 века. Это секретное донесение полоцкому епископу Смарагду о волнениях крестьян Вербиловского монастыря, которому принадлежали земли многих деревень. Настоятель монастыря, Кулик, осенью 1834 года увеличил и до того большой оброк, в число поданных душ включил даже младенцев. Крестьяне просили отменить это распоряжение, затем часть из них отказались исполнять его. И тогда в дер. Шумиха из окрестных сел были согнаны около 220 крестьян. Туда же прибыли стряпчий Себежского земского суда и земский исправник. Они потребовали повиновения. По вызову епископа в монастырь прибыла команда из 13-й мушкетной роты Новоингерманландского батальона. Начальник команды ругал нецензурной бранью согнанных непокорных крестьян, схватил за бороду жителя д. Ермолово Павла Лавренева и бил нещадно палкой. Затем 13 крестьян были отправлены в тюрьму, остальные получили по100 розог. Принял участие в расправе и сам Кулик. Выслушав Тимофея Сидорова из д. Ботаково он отхлестал жалобщика кнутом. Усмирение закончилось грандиозной пирушкой у настоятеля. Пять дней пьянствовали в монастыре каратели во главе воинским уездным начальником Бриммером. Кроме Вербиловского монастыря, на территории нынешнего Пустошкинского района не было крупных хозяйств.
При монастыре к концу 19 века была открыта Церковно-приходская школа. В ней было всего три класса. Учили в школе русскому языку, арифметике, чтению, закону божьему. Школа находилась в ведении церкви, священник был влиятельным лицом в ней. Школьников учителя держали в большой строгости. Школа просуществовала до 1910 года, а потом была переведена в д.Алоль.
Монастырь просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции, создавая свое богатство и могущество за счет эксплуатации трудового народа. В октябре 1918 года Вербиловский монастырь был закрыт, но некоторое время в нём всё же могло оставаться на жительство около 10 насельниц. А в конце 20-х годов монастырь закрыли окончательно и большинство сестёр репрессировали.
Развернувшаяся в СССР антирелигиозная пропаганда велась чаще не с религиозным учением, а с церковью как организацией, сопровождалась грубыми перегибами, оскорблениями священников и чувств верующих. Одновременно наблюдалось стремление изгнать религию из повседневного быта людей. Взамен старых церковных обрядов – крестин, венчаний, отпеваний устраивались «красные крестины», комсомольские свадьбы, «красные похороны». Религиозные праздники заменялись новыми обычаями. Например, вместо Троицы проводился День леса по закладке парков и садов. В конце 1925 года в губернии было создано местное отделение «Союза воинствующих безбожников» (более 3500 чел). Он создавался как просветительская организация, но чаще всего именно отсюда исходили насильственные меры борьбы с церковью.
Особенно большой размах процесс закрытия и уничтожения церквей принял с конца 20-х годов, так как первая пятилетка была объявлена «пятилеткой безбожия». На основании циркуляра из Москвы иконы не представляющие ценности и неиспользованные в гражданском обиходе попросту уничтожались. Любое культовое здание можно было закрыть, если оно требовалось для государственных или общественных нужд. Началось массовое использование церквей под складские помещения.
В этом смысле Вербиловскому монастырю в некотором роде повезло, так как в начале 30-х годов 20 века в сельской местности стали открываться школы крестьянской молодежи с семилетним обучением. И в 1931 году Алольская начальная школа была реорганизована в неполную среднюю и разместилась в приспособленном под школу помещении бывшего монастыря в селе Вербилово. Первый выпуск в 1934 году. В 1935 году ШКМ переименовали в семилетнюю, которая по числу учащихся была самой большой в районе: в ней обучалось более 300 детей. Для далеко живущих школьников имелся интернат на 50 мест. Школа просуществовала до Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны в помещении Вербиловской семилетней школы находился немецкий штаб (на втором этаже главного здания), а внизу были устроены конюшни. В самой церкви размещался немецкий склад. В конце вражеской оккупации все помещения школы были разрушены. Стояли одни коробки зданий. Полы и потолки были выбраны. Усадьба находилась в страшном, невообразимом запустении.
В 1945 году на территории Вербиловского монастыря был открыт детский дом. В нем были собраны беспризорники нашего района, в дальнейшем и дети из соседних районов. В начале, было, организовало четыре группы воспитанников дошкольная, начальная, средняя (4-7 классы), старшая (8-10 классы). В 1947 году дошколят перевели в детский дом города Опочки. Детский дом просуществовал до марта 1963 года. В нем постоянно воспитывалось от 150 до 170 детей, работало 9 воспитателей, директор, завуч, пионервожатая и музыкальный работник.
В основном двухэтажном здании монастыря находились спальни и групповые комнаты старшей и средней групп. Во втором монастырском здании, где раньше находились кельи монахинь, располагались спальня и групповая комната младшей группы. В этом же здании жил сам директор детдома.
За время существования детского дома на территории монастыря произошли некоторые изменения.
В конце 50-х годов в двухэтажном здании был надстроен третий этаж, - в котором были оборудованы методический кабинет и групповая комната средней группы. В 1948 году была разобрана Церковь, из бревен церкви построили новое одноэтажное здание. В нем разместились групповые комнаты всех трех групп, а также швейная мастерская для девочек и актовый зал. Из этого же материала построили здание мастерской для мальчиков. В конце 50 – х годов велось строительство здания для кормоцеха. Было построено овощехранилище. При его постройке обнаружили подземный ход, ведущий от здания монастыря к озеру. Подземный ход был выложен кирпичом. Свод полукруглый, его высота достигала 1,5 метров. Стены хода были покрыты жуткой слизью, никто по нему далеко не проходил. Ребятам очень хотелось его изучить, но чтобы избежать несчастных случаев, отверстие в подземный ход было замуровано.
На территории детского дома воспитанниками был разбит плодово - ягодный сад и огород. Ребята сами выращивали животных. В хозяйстве были свои лошади. На заготовку сена старшие воспитанники выезжали за 18 километров, в местечко Новый Двор, жили там по 2-3 недели. Дети сами себя обеспечивали дровами, ягодами, грибами, рыбой. Кроме того, они постоянно оказывали помощь колхозу на разных сельхозработах. Воспитанники детского дома не только учились и работали, но и вели активную культурно-массовую работу. Для детей были организованы различные кружки по интересам. Так например, музыкальный работник Иван Макарович Златоренков играл на многих инструментах, был очень энергичным человеком. Он вел инструментальный, духовой кружки и кружок игры на бутылках, в танцевальных постановках, которыми он руководил, участвовало до 60 человек.
Выступая на смотрах художественной самодеятельности, воспитанники детского дома Вербилово неоднократно занимали первые места по области. Позже Иван Макарович окончил московскую консерваторию и работал в Подмосковье.
На территории детского дома воспитанниками были высажены аллеи тополей, сохранившиеся до сих пор. За время существования детского дома из него вышло много подготовленных к жизни людей. Среди них есть даже режиссер театра.
Детский дом просуществовал до 1963 года. В марте этого года был переведен в посёлок Кунья.
С 1 января 1964 года на базе детского дома была открыта областная психоневрологическая больница № 4 (0ПНБ № 4). Сначала на 20 коек, но постепенно её возможности возросли до 160 коек.
Больница обслуживала шесть районов Псковской области: Печорский, Палкинский, Себежский, Опочецкий, Островский и Пустошкинский. Здесь проводились диагностика, лечение, социальная и трудовая реабилитация больных. Обслуживали больницу 28 медсестер, 4 врача, 48санитаров и другой обслуживающий персонал, всего около 100 человек. В основном все они были местными жителями. В конце 60-х годов, силами больницы была построена проселочная дорога от шоссе Ленинград – Киев до д. Вербилово.
В двухэтажном здании находилось мужское отделение, в одноэтажном монастырском каменном здании - женское. В здании, построенном из бревен церкви, тоже размещалось мужское отделение. В 1986 году это здание было обложено кирпичом. В здании мастерской детского дома размещался пищеблок. Ближе к озеру было построено здание лечебно-трудовых мастерских.
0ПНБ просуществовала до 1985 года. За тем на материально-технической базе больницы был открыт наркологический диспансер. Он обслуживал три района: Пустошкинский, Себежский и Опочецкий. Больные не только проходили курс лечения, но и работали на подсобном хозяйстве, занимались ремонтом материально технической базы, работали в совхозе "Алольский" и в ремстройучастке. Диспансер просуществовал до 1989 года и был переименован в межрайонное наркологическое отделение при Пустошкинской ЦРБ.
С I января 1993 года на этой базе создана больница социальной помощи, Дом милосердия. Эта организация существует и в настоящее время, являясь одной из лучших больниц области.
В 1976 году, к зданиям началось подведение центрального отопления. В начале было подключено одно здание, а в 1986- 87 годах подклинены остальные здания. В 1974 году на территории больницы поставили водонапорную башню. Вода была подведена только в кухню и котельную, а в 1996 году и в стационар.
Интересен факт. В 1986-87 годах при проведении центрального отопления в больницу, копая траншеи, экскаватор неоднократно натыкался на кирпичную кладку. Был обнаружен фрагмент подземного хода к озеру. Также были обнаружены католические захоронения с надписью на плите – «Сигизмунд», а под плитой хорошо сохранившееся тело в одеждах католического священника, которое под воздействием воздуха очень быстро распались.
Об этом рассказывал бывший врач больницы Лазарев Александр Петрович. По его словам все здания монастыря были соединены между собой подземными ходами, а также имеется два подземных хода выходящих за территорию монастыря.
Безусловно, здесь, как и у всякого древнего места, существуют свои тайны и поверья. Местные жители считают, что на территории монастыря есть клад. Рассказывают, что недалеко от монастыря в «Березовом» болоте иногда появляются призраки двух монахов. Александр Петрович говорил, что бывшие работники ОПНБ, выходя на улицу в ночное время на рождество, пасху слышали звон колоколов.


Использованная литература:
  • газетные статьи газеты "Вперёд",

  • Масолов "Пустошка",

  • Мельников М.Е. "О чём говорят геогр названия",

  • Памятная книжки Витебской губернии за 1888 год,

  • "Краткие статистические сведения по городу Себежу и его уезду",

  • "Военно-статистическое обозрениеРоссийской Империи Витебской Губернии" Безкорлович,1852,

  • "Указатель фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского" П.А.Орлов,1887,

  • данные запросов:
  • в Государственный Архив Псковской обл (ГАПО),

  • Национальный Исторический Архив Беларусии (НАБИ).




  • Дмитрий Бережник
    [ Вернуться в раздел История и краеведение: | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу
    - Генерация страницы: 0.066554 секунд -