"Мы пскопские" - не такие, как в указанном кино."
Меню

Что нового на сайте?
 Обновлено: С  В  Н 

Нет обновлений за последние 7 дней

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Связь с администрацией
Написать в Viber

Счетчики
free counters

:: Новые статьи ::

 · Укрупнение воинских захоронений в 1940-1960-е гг. ( 21.3.19)
 · Описание границы муниципального образования "Пустошкинский р ( 5.6.17)
 · Культпросветучреждения района в 20-х годах прошлого столетия ( 19.4.17)
 · Схватка на Лысой горе ( 10.4.17)
 · УКРУПНЕНИЕ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В 1940–1960-е гг ( 10.4.17)


Укрупнение воинских захоронений в 1940-1960-е гг.
Опубликовано: Tigl , Включено: 21/3/2019


Вообще более 200 имен из списка перезахороненных в д. Сергейцево продублированы в списках других окрестных братских кладбищ (г. Пустошка, д. Алушково, д. Шалахово, д. Сутоки, хут. Ли-нец). Выяснилось также, что ни один из просмотренных списков потерь 1943-1944 гг. не вошел в список «укрупненного» захоронения полностью. При этом совершенно обычна ситуация, когда из бойцов, отмеченных в соседних строках списка безвозвратных потерь 1944 г. как погибшие и похороненные в одном месте, один включен в список укрупненного захоронения, а другой - нет. Например, из могилы дивизионного кладбища 171 сд, расположенной в 300 м западнее д. Мельница, боец, значащийся «в нижнем ряду 1-й с востока», якобы был перезахоронен, а «в нижнем ряду 2-й с востока» якобы остался на месте* 12.

Также в список Сергейцевского братского кладбища попали в 1944 г. учтенные как без вести пропавшие или оставшиеся непохороненными на нейтральной полосе. Много таких, например, среди бойцов 31 гв. сд, которых не удалось вынести с нейтральной полосы в районе д. Турлаково 15-17 марта 1944 г.

Есть в списке и убитые прямым попаданием снаряда. Так, майор Евдокименко Леонид Степанович из 91-го стрелкового полка 37 сд, убитый 29 февраля 1944 г. прямым попаданием снаряда (в списке безвозвратных потерь дивизии место погребения не указано, так как, очевидно, хоронить было нечего)* 13, значится в списке Сергейцевского захоронения под № 1232 как перезахороненный из д. Поддача.

В связи с вышесказанным оказывается совершенно неясно, на основании чего при заполнении в послевоенное время учетной карточки братского кладбища составлялись списки и какова логика включения или невключения в них имен людей, фактически лежащих рядом в одной братской могиле. Как произошло, что погибшие в один день бойцы, похороненные в одной могиле (судя по спискам безвозвратных потерь), включены в список лишь частично? Это можно было бы еще понять, если бы фамилии в списке безвозвратных потерь помещались на разных листах, но во многих случаях они стоят на одной странице.

Неполнота списка может быть связана с тем, что он создан в 1992 г., когда шла работа над Книгами Памяти и составлялись перечни погибших на территории каждой области и района. Ущербность списка могла бы объясняться незаконченностью на тот момент этой работы, и в учетную карточку вошел некий «полуфабрикат» списка. Но имена на стелах памятника были выбиты согласно списку еще в 1981 г., когда работа над Книгами Памяти еще не начиналась, и этот список примерно в таком виде, судя по всему, существовал еще с 1950-1960-х гг.

Отсутствие части имен в списке можно объяснить следующим: на памятниках до «укрупнения» захоронений были написаны имена, часть которых за 10-15 лет стерлась и оказалась нечитаема. Однако составители списка явно пользовались не только (и не столько) местными источниками. Например, д. Плешково, находящаяся недалеко от Сергейцева, часто фигурирует в учетной карточке в качестве места первоначального захоронения у тех солдат, которые фактически погибли в районе д. Прашково, т. е. в 20-25 км от этого места, даже на территории другой области.

По приблизительным подсчетам до 500 имен погибших, которые значатся перезахороненными в Сергейцево, фактически (по документам 1943-1944 гг.) погибли на расстоянии не менее 20-25 км от этого населенного пункта. Они никак не могли быть здесь. Такая массовая ошибка объясняется созвучием названий некоторых деревень в Пустошкинском и соседних районах, например д. Стайки недалеко от д. Сергейцево и д. Стайки на севере Пустошкинского р-на; д. Мельница и д. Старая и Новая Мельница Невельского р-на.

В списке Сергейцевского захоронения встречаются и совсем непонятные ошибки. Например, Немчунов (в списке - Немчугов) Владимир Александрович, капитан, командир авиационной эскадрильи 13-й специальной авиабригады (перегонщиков самолетов), значится здесь погибшим 16 января 1944 г. и перезахороненным в Сергейцево из д. Выползово Пустошкинского района. Согласно

документам авиабригады, он погиб в этот день при перелете из запасного авиаполка в место назначения на фронт и был похоронен в д. Выползово Бологовского (!) района* 14. Объединяет две деревни Выползово, разделенные расстоянием более чем в 300 км, лишь название и тот факт, что обе в январе 1944 г. находились в составе Калининской области* 15. Пример В.А. Немчунова показывает, что, вероятно, при составлении списка укрупненного захоронения в д. Сергейцево его авторы использовали некие списки, ранее находившиеся в областном военкомате Калининской области, и, вероятно, отдавали им предпочтение перед районными.

Вообще в списке «укрупненного» захоронения какая-либо логика, обусловленная структурой первоначальных списков потерь 1943-1944 гг., не прослеживается. Видимо, его составители руководствовались иной логикой. Так, при сравнении списков потерь со списком в учетной карточке Сергейцевского захоронения довольно случайно удалось заметить, что в них процент имен уроженцев Средней Азии и Кавказа несколько выше, чем в учетной карточке. После этого пришлось составить раздельную статистику по «азиатским» и «русским» именам, что привело к довольно удивительному результату. Оказалось, что в список «укрупненного» захоронения внесены в среднем каждый второй погибший с «понятными русскими» именем и фамилией и только каждый пятый (sic! - Т. Б.) человек с «непроизносимым» азиатским именем. Такая статистика может быть объяснена только нерадением сотрудников военного комиссариата, которые составляли учетную карточку, и больше ничем.
« 1 2 3 4 5 »
[ Вернуться в раздел Великая отечественная война | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу
- Генерация страницы: 0.068866 секунд -