"Мы пскопские" - не такие, как в указанном кино."
Меню

Что нового на сайте?
 Обновлено: С  В  Н 

Нет обновлений за последние 7 дней

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Связь с администрацией
Написать в Viber

Счетчики
free counters

:: Новые статьи ::

 · Укрупнение воинских захоронений в 1940-1960-е гг. ( 21.3.19)
 · Описание границы муниципального образования "Пустошкинский р ( 5.6.17)
 · Культпросветучреждения района в 20-х годах прошлого столетия ( 19.4.17)
 · Схватка на Лысой горе ( 10.4.17)
 · УКРУПНЕНИЕ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В 1940–1960-е гг ( 10.4.17)


Укрупнение воинских захоронений в 1940-1960-е гг.
Опубликовано: Tigl , Включено: 21/3/2019


До войны окрестности д. Сергейцево были довольно густо населены. Промежутки между деревнями составляли не более 1-1,5 км, а между ними почти на каждом холме располагались поселения хуторского типа. В настоящее же время жилыми осталось лишь несколько деревень, значительно увеличилась площадь лесов, земледелие находится в упадке. Особенно хорошо различия населенности рассматриваемой территории в прошлом и настоящем заметны при сопоставлении топографических карт 1930-х и 1980-х гг.

Братское кладбище д. Сергейцево является единственным на территории около 100 км2 официально зарегистрированным захоронением советских воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Основным документом захоронения является учетная карточка (в последние годы ставшая легкодоступной благодаря созданию Обобщенного банка данных (ОБД) погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны, www.obd-memorial. ru), которая содержит список похороненных бойцов и командиров Красной Армии. Учетная карточка была составлена в 1992 г., подписана районным военкомом и главой районной администрации* 10.

Согласно учетной карточке, здесь были произведены перезахоронения из окрестных деревень (Стайки, Шилово, Юрово, Луни, Булохи, Шамолово, Волчково, Голудово, Куликово, Поддача и др.) в 1956-1965 гг. Памятник-пирамида установлен в 1960 г., а в 1981 г. установлены металлические стелы с именами погибших. Прилагающийся к учетной карточке список имен содержит 4789 номеров (4733 военнослужащих и 56 партизан). Список содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения, воинское звание, дата гибели и населенный пункт, откуда произведено перезахоронение. Данные в списке совсем не полные (например, в значительном числе записей отсутствуют годы рождения и звания). Длина захоронения 10 м, ширина 13,5 м (кстати, если просто задуматься о том, можно ли физически положить 4789 человек на участке 10 х 13,5 м, то возникнут серьезные сомнения в реальности списка).

Постараемся же рассмотреть этот список как исторический источник, проанализировав ту информацию, которую он предоставляет исследователю. Для исследования список был переведен в табличный формат с использованием программы Microsoft Excel. Такая таблица позволяет удобно работать с массивом данных и группировать их по разным графам в зависимости от конкретной необходимости: по имени, дате гибели, месту первоначального захоронения и т. п.

Список имен в учетной карточке, естественно, является вторичным документом, так как основывается на более ранних списках. Это документ достаточно сложный по составу. Большинство имен располагается по алфавиту, но в конце списка по каждой букве добавлено некоторое число имен не по порядку. Сведения о военнослужащих имеют разную степень полноты: у одних они подробные, у других - одна фамилия. Год рождения указан только у 20 %

включенных в список. Многие военнослужащие включены в список без указания первоначального места захоронения. Были выявлены повторы имен, пропущенные или, наоборот, продублированные номера. Такие ошибки составляют более 5 % номеров. После исправления этих ошибок список составил 4715 имен. Имеются многочисленные механические ошибки и опечатки в именах людей и названиях населенных пунктов (например, часто не различаются деревни Луни, Луги и Лужки, находящиеся достаточно далеко друг от друга).

Но это не главные пороки списка: наиболее интересные факты выявились при сопоставлении списка захороненных в Сергейцеве со списками безвозвратных потерь, которые были составлены в 1943-1944 гг.

В настоящее время нами по материалам ЦАМО и ОБД создана база данных погибших в районе д. Сергейцево и окрестных населенных пунктов (в границы района включены те населенные пункты, которые упоминаются в учетной карточке Сергейцевского кладбища как места, откуда производились перезахоронения). База данных основана на документах, сохранившихся в ЦАМО в фондах Главного управления кадров НКО СССР и Управления по персональному учету потерь рядового и сержантского состава Красной Армии* 11. В базу данных на настоящий момент включено 10 687 имен бойцов и командиров. Из них только 4715 значатся перезахороненными в Сергейцево и еще 114 - на других братских кладбищах (итого около 45 %).

Один из самых важных фактов, выявленных при сравнении списков, - то, что сведения о многих людях (в частности, фамилия, имя и отчество) в значительной части учетных карточек искажены до неузнаваемости. Особенно это явление характерно для имен представителей среднеазиатских и кавказских республик СССР. Искажения иногда настолько сильны, что выявить тождественность двух вариантов имени оказывается возможно только по полному совпадению даты рождения, даты и места гибели. Ниже приводится несколько примеров написания имени одного и того же человека (слева - правильное имя, справа - вариант из учетной карточки):

Абдулин Карам Зайдулович - Габдуллин Карам Зайдуллович;

Аветисян Тигран Амбарзумович - Абитисов Тикран;

Агажинов Сейткулла - Агананов Сайткулы;

Агуреев Степан Константинович - Агурсев Степан Константинович;

Ведяков Михаил Андреевич - Воляков Михаил Иванович;

Заприсса Кондратий Федорович - Заприса Конрад (sic! - Т. Б.) Федорович.

При сравнении числа людей, включенных и не включенных в список «укрупненного» захоронения, по разным войсковым частям и населенным пунктам, по отдельным спискам потерь выявляются совершенно разные пропорции - от 0 до 100 % (в среднем от 28 до 63 %). Вот несколько примеров.

Из дивизионного кладбища 119 гв. сд, которое в 1944 г. располагалось в 900 м западнее д. Ломоносово и насчитывало 94 человека похороненных, 16 человек значатся перезахороненными в д. Сергейцево, а 30 - на братском кладбище на хуторе Линец (12 км от Сергейцево). Из дивизионного кладбища 171 сд (300 м западнее д. Мельница), где в марте 1944 г. были похоронены 195 человек, значатся перезахороненными в д. Сергейцево 98 человек (при этом один из 98 перезахороненных в Сергейцево также значится в списке братского кладбища в д. Алушково, которая находится более чем в 15 км от деревень Сергейцево и Мельница).
« 1 2 3 4 5 »
[ Вернуться в раздел Великая отечественная война | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу
- Генерация страницы: 0.12072 секунд -