... ...

"Мы пскопские" - не такие, как в указанном кино."
Меню

Что нового на сайте?
 Обновлено: С  В  Н 

Нет обновлений за последние 7 дней

Вход на сайт
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Счетчики
free counters Яндекс.Метрика

:: Новые статьи ::

 · Село Гультяи с деревнями Истецкого войтовства ( 30.11.21)
 · Из истории начального народного образования Пустошкинского к ( 29.11.21)
 · К 515-летию деревни Соино ( 29.11.21)
 · ИСТОРИЯ и личность — «ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ...» ЕЛАГИНЫ — С ( 4.9.21)
 · АРХИВ КРАЕВЕДЕНЬЕ Алольщины ( 13.3.21)


Древние святилища-обсерватории
Опубликовано: Tigl , Включено: 7/11/2014


Солнце и Луна - важнейшие факторы в жизни человечества. В наше время, отгородившись от природы достижениями цивилизации, мы забываем об этом, не видим за бетонными коробками красоту закатов и восходов, лишь изредка замечая над светофорами месяц или полную Луну.

Рис 1. Закат Солнца, феерия света.

Рис. 2. Загадочная Луна

Но в жизни наших предков светила играли значительную роль. Именно они указывали приход весны, начало и окончание полевых работ, сбора урожая, сезонов охоты, то есть служили календарем. Солнце задавало основной цикл – год, Луна дробные периоды: месяцы и связанные с фазами Луны недели.
Поскольку урожайные годы сменялись засушливыми, мор мог уничтожить скот, да и самих людей, светила в древности обожествляли, видя в их движении мистические знаки. Разумеется, не могла оставлять людей равнодушными и феерическая игра света на восходе и закате Солнца, серебреный свет полной Луны.
С годичным движением Солнца связаны все древние праздники: Корочун - зимний солнцеворот, ныне замененный Рождеством, Масленица - приход весны, приуроченная к весеннему равноденствию, Купало или летний солнцеворот, осеннее равноденствие – праздник урожая, и прочие. В честь «коло» - годичного солнечного круга водили хороводы, славили Коляду – молодое Солнце, ритуально побивали нечистую силу – ряженых доброхотов в вывернутых тулупах со страшными масками - харями и лярвами, катали с гор огненные колеса, лакомились блинами, символизировавшими повзрослевшее, весеннее Солнце, прыгали через костер …
Каким же образом велось наблюдение за светилами без телескопов и угломерных приборов? – Проще всего наблюдать за положением светил на горизонте в момент восходов и заходов. Созданные для этих целей древние обсерватории так и называются, пригоризонтными. Если в точке события (восхода или захода) в дни солнцестояний, равноденствий и т.п. на горизонте находился естественный ориентир, к примеру, холм, дерево, некое сооружение, по нему и судили о наступлении соответствующей даты.

Рис. 3. Заход Солнца у пригоризонтного ориентира

В горной местности ориентиром могла стать приметная вершина или глубокая седловина.


Рис 4. Фиксация летнего солнцестояния в горах
(обсерватория Тузлук в Приэльбрусье)
А если подходящих ориентиров не было, на некотором расстоянии от точки наблюдения вкапывали столбы или клали камни. Так или примерно так люди стали строить обсерватории для наблюдения за светилами у горизонта. Разумеется, они же были святилищами и капищами.
Наиболее известен среди подобных сооружений английский Стоунхендж. Однако всевозможных «хенджей», круговых обсерваторий, в Англии сотни.

Рис. 5 Стоунхендж. Зимнее солнцестояние.

Изучением древних сооружений, ориентированных по астрономическим событиям занимается молодая наука Археоастрономия. Ее положение на стыке археологии и астрономии вызывает немало сложностей, поскольку археологов не учат астрономии, а астрономы не всегда сведущи в археологии и истории.
Тем не менее, академическим институтом археологии создана методика археоастрономических исследований, (Т.М. Потёмкиной и В.А. Юревича "Из опыта археоастрономического исследования археологических памятников", Издательский центр РАН «Наука», М., 1983).

Рис. 6. Методика археоастрономии.

В России наиболее известны обсерватория Аркаим и аналогичные объекты «Страны городов» на Южном Урале, а в приведенном выше издании подробно описано святилище Савин в Сибири.
Для начала краткая справка. Предположим, что мы стоим на равнине на невысоком холме, и весь горизонт открыт нашему взору (рис. 7).

Рис. 7. Наблюдение восходов Солнца и Луны. Даны истинные азимуты для юга Псковской области. Зелеными кружками показаны лунные события в летнее солнцестояние, синими – в зимнее. Черточкой сверху отмечено положение на горизонте низкой Луны.

22 декабря (в зависимости от года событие может смещаться на день) в зимнее солнцестояние Солнце взойдет в самой южной точке своего пути по горизонту, в точке зимнего солнцестояния. Это время самых коротких дней и самых длинных ночей. Солнце появляется в этой точке горизонта несколько дней, вернее перемещается так медленно, что заметить это невозможно. Кстати, смотреть на яркий солнечный диск, невооруженным глазом очень трудно, поэтому, восход фиксируется по первому лучу. Вскоре точки восхода начнут сдвигаться к северу - Солнце повернет на лето. Это событие так и называется – солнцеворот. Примерно через полмесяца смещение по горизонту станет заметным, Солнце сдвинется «на воробьиный скок». Считается, что это происходит 7 января на Рождество.
Чем дальше, тем точки восхода все быстрее и быстрее будут смещаться к северу, а в конце марта, (может выпасть на числа с 19 по 24 в зависимости от года, см. приложение) Солнце взойдет ровно на востоке – наступит весеннее равноденствие. С этого дня точка восхода начнет перемещаться медленнее и медленнее и к концу июня практически остановится. На 21-22 июня приходится летнее солнцестояние, самый длинный день и самая короткая ночь, а еще через три месяца, в конце сентября (с тем же разбросом чисел, что и в марте), Солнце снова взойдет ровно на востоке, отмечая осеннее равноденствие. 21 или 22 декабря наступит астрономический новый год (Земля окажется в самой близкой к Солнцу точке своей орбиты), годичный круг движения Солнца, коло (отсюда календарь), замкнется. Из сказанного видно, что отметить крайние положения Солнца на горизонте, и составить солнечный календарь можно за год-два непрерывных наблюдений.
А что делает в это время Луна? Луна ведет себя гораздо сложнее. Ее орбита наклонена по отношению к плоскости, в которой вращаются вокруг Солнца Земля и другие планеты. Эта плоскость называется Эклиптикой. Наклонена к Эклиптике и земная ось. Поэтому полная Луна восходит в одной и той же точке раз в 18 лет и 11 дней. Этот период называется сарос, а точное повторение происходит за тройной сарос, то есть за 54 года и один месяц.
На этом периоде основан лунно-солнечный календарь, позволяющий, в том числе, предсказывать затмения Солнца и Луны, события, важные для солнечного и лунного культа. Как рассчитываются затмения можно найти в астрономической литературе, мы лишь отметим, что методику расчета знали еще в древнем Вавилоне, примерно 3800 лет назад.
Некоторые закономерности поведения Луны можно увидеть ежегодно. В период летнего солнцестояния, когда Солнце восходит в крайней северной точке на горизонте, полная (подчеркнем, полная) Луна восходит, как показано на рисунке в узком секторе горизонта на юге. Раз в 18 лет полная Луна восходит в самой южной точке указанного сектора. Это положение называется «высокой луной», а через 9 лет Луна взойдет в самой северной точке сектора, которая называется точкой «низкой луны». Аналогичные явления происходят и в период зимнего Солнцестояния, когда Солнце встает в крайнем южном положении, а полная Луна – в северном секторе восхода. Точкой восхода (захода) полной Луны принято считать либо центр лунного диска при пересечении горизонта, либо нижний край в момент касания (отрыва от) горизонта.
Нетрудно понять, что для изучения и фиксации на горизонте поведения Луны требуются длительные наблюдения, для которых одной человеческой жизни мало. Следовательно, на построение календаря требовалось несколько поколений высокообразованных по своему времени астрономов, что было возможно лишь в развитых, стабильных странах.
Конечно, метод построения календаря передавался многим народам в уже готовом виде, однако в зависимости от широты местности, точки восходов-заходов смещаются. Их новое положение древние астрономы могли определять расчетами либо поправками по результатам наблюдений. Для этого можно было, к примеру, в предполагаемом направлении на достаточном расстоянии от наблюдателя положить несколько камней или вкопать несколько столбов и сохранить камень или столб, указавший искомое направление. Следы такого метода настройки обсерватории найдены, к примеру, на Стоунхендже.
Был ли известен лунно-солнечный календарь народам, жившим на территории России и, в частности, нашим предкам?
Судя по всему, был. На описываемом Т. Потемкиной и В. Юревичем, святилище Савин и на Аркаиме выявлены визирные линии лунных и солнечных событий.
В 1997 году автор с группой туристов-школьников на подходах к северным склонам Эльбруса в верховьях реки Малки обратил внимание на менгир и расположенную рядом правильной формы гору Тузлук. Пирамидальная форма горы и каменный менгир, изваяние воина, смотрящего в направлении зимнего солнцестояния, указывали на вероятность интересных находок. Сыграли роль и такие рассуждения: Эльбрус – огромная гора, господствующая над всеми окрестностями. Передовой хребет с высотами порядка 3500м служит ему лишь пьедесталом. Этот гигант просто не мог не сталь в понимании предков обиталищем богов. И здесь вполне логично было создать обсерваторию.

Рис.8. Гора Тузлук и менгир. Северное Приэльбрусье.

Рис. 9. Эльбрус - священная Алатырь-гора с севера.

Вдобавок к этому, пятигорские краеведы (А.Г. Евтушенко) в конце 70-х начале 80-х годов XX века недалеко от горы Тузлук в верховьях реки Ингушли обнаружили на месторождении медно-мышьяковистых руд, пригодных для выплавки бронзы, центр древней металлургии с остатками плавильных печей. Рядом известно месторождение высокосортного угля. К сожалению, впоследствии находки были уничтожены геологоразведочной экспедицией.
Сопоставив факты, в 2001 году мы специально приехали на Тузлук, провели измерения с помощью точной буссоли и укрепились в своем мнении. Но убедить кого-то в нашей правоте могли только прямые доказательства, поэтому в 2002 году при поддержке Государственного Астрономического института имени Штернберга была организована Российская научно-спортивная экспедиция «Кавказский Аркаим».
рис. 10. Логотип экспедиции «Кавказский Аркаим»
Экспедиция была приурочена к летнему солнцестоянию, чем исключались возможные ошибки и неточности теоретических расчетов.
Но началась экспедиция со стихийного бедствия, в результате которого сильно пострадал весь район Северокавказских минеральных вод. Нам оно тоже доставило немало неприятностей.

Рис. 11. Циклон под Эльбрусом.

Тем не менее, мы получили блестящее подтверждение нашим прогнозам. Солнце взошло в глубокой седловине над столовой горой Кинжал (Рис. 4). Это неопровержимо свидетельствовало, что гора Тузлук могла быть центром пригоризонтной обсерватории и, разумеется, святилища.
Работа экспедиции была продолжена в 2003, 2005, 2007, 2008 и 2010 годах. Трижды, в 2002, 2008 и 2010 году ее результаты, выносились на семинар по археоастрономии, в ГАИШ имени Штернберга и были с одобрением приняты. Благодаря консультациям специалистов, присутствовавших на докладах, мы получили методические рекомендации по ведению исследований и расчетам азимутов астрономических событий. Были высказаны, в частности, Тамилой Михайловной Потёмкиной, справедливые сомнения по поводу некоторых наших излишне оптимистических выводов, оказавшиеся вполне справедливыми.
В экспедиции работал геолог, Игорь Васильевич Кондаков, руководивший в прошлом геологической съемкой окрестностей горы Тузлук. Геодезические работы провел Вячеслав Иванович Болтанов, руководивший привязкой телескопа Зеленчукской астрономической обсерватории РОТАН-600 и других объектов. Им применялись теодолиты УВК 0Т-02 № 548 двухсекундной точности для определения истинного азимута и 2Т-2К десятисекундной точности для прочих измерений.
Предварительные расчеты азимутов солнечных и лунных событий проводились преподавателем московского Гидромелиоративного института Сергеем Анатольевичем Федоровым с учетом данных Т.М. Потёмкиной и В.А. Юревича (Рис. 6).
В последний наш выезд 22 декабря 2010 года в зимнее солнцестояние при наблюдении с горы Тузлук Солнце поднялось и зашло у заметных ориентиров, что лишний раз подтвердило справедливость нашей гипотезы (Рис 12-13).


Рис. 12. Восход Солнца в зимнее солнцестояние с горы Тузлук.

Рис. 13. Заход Солнца в зимнее солнцестояние с горы Тузлук.

Расчеты показали, что и восходы высокой и низкой луны должны наблюдаться у заметных ориентиров, то есть, обсерватория Тузлук позволяла вести наблюдения не только за Солнцем, но и за Луной и, таким образом, вести солнечно-лунный календарь.

Рис. 14. Наблюдаемая точка восхода Солнца в зимнее солнцестояние и расчетные точки восхода высокой и низкой луны в летнее солнцестояние с горы Тузлук. Помечен менгир, указывающий точку восхода высокой Луны и каменный тур под склоном.

Кроме чисто астрономических ориентиров в окрестностях Тузлука был найден целый ряд объектов: два камня причудливой формы, условно названных алтарями, шесть менгиров и многое другое. Подробности можно узнать на сайте Государственного Астрономического института имени Штернберга на странице Астрономического общества: http://www.sai.msu.su/EAAS/, в рубрике «В помощь учителю».
Однако главное, практически все найденные объекты оказались связанными прямыми линиями по 3-4 объекта. Это говорило о том, что расположены они не случайно.
Интересными оказались и сравнения анализа народных эпосов, взятых из книги А. И. Асова «Славянские руны и Баянов гимн», а затем «Славянские боги и рождение Руси» с местной топонимикой. Согласно А.И. Асову, в персидском (Шахнаме), германском (Старшая и Младшая Эдды), нартском и славянском эпосах, в районе Эльбруса, существовал храм Солнца. Храм этот упоминается Птолемеем, Геродотом, Страбоном. Там же указывалось, что во II тысячелетии до н.э. храм был захвачен князьями Русом (Рустамом) и Усенем (Кави Усейнасом). В Приэльбрусье есть поселок Верхний Баксан, бывший Урусбиев аул. Но Урус, значит русский, то есть аул князя Руса. Над Урусбиевым аулом есть речки Уллу и Гитче Усенчи или большая и малая реки рода Усеновых. Этот топоним напоминает имя князя Усеня, сподвижника князя Руса.
Пытался захватить храм Солнца и ещё один легендарный князь по имени Асан. Чуть выше Урусбиева аула в Баксан впадает река Куб-Асанты, буквально – река Асана. Есть в Приэльбрусье перевал Кой-Хасан (Асан!)–сюрюльген – «Путь которым Асан гонял овец».

Рис. 15. Эльбрус – священная гора и ее дублер в Передовом хребте, гора Сирх. Справа внизу – гора Тузлук.

Эльбрус для окрестных народов был священной горой, обиталищем богов и духов, проекцией на Землю мировой горы, у подножья которой располагался рай – Ирий. Похожие названия: плато Ирахит-сырт и примыкающий к нему обширный луг – Ирахит-юз находятся в окрестностях Эльбруса. Местные пастухи не могут дать убедительного толкования этому названию.
Ирий в славянских традициях, отделён от материального мира, Яви, огненной рекой Смородиной (от смага – огонь). Ее место в данном случае занимает река Кызыл-су – в переводе «красная (огненная?) вода».
Через реку Смородину, как известно, вел Калинов мост, по которому следовали души умерших. Его аналогом может служить мост из застывшей лавы над рекой Кызыл-су над водопадом Султан. Учитывая, что образовался лавовый поток и, соответственно мост над рекой примерно в 800 году до нашей эры, то есть в скифские времена, это событие не могло не отразиться в преданиях многих народов.
Сам по себе мост так же примечателен: за ним река обрывается сорокаметровым водопадом Султан, а дальше лежит крутопадающая долина, дна которой с моста не видно. Создается впечатление, что идешь по ненадежному бревнышку над бездной. В каньоне стоят причудливые лавовые останцы, напоминающие сказочных драконов и «отрубленная голова» стража Калинова моста.

Рис. 16. «Калинов мост» через реку Кызыл-су. Стрелкой помечена голова воина, охраняющего мост.

Окончание работы экспедиции сопровождалось редким по красоте видом на Солнце, уплывающее в облачной ладье за горизонт.

Рис. 17. Солнечная ладья.

А есть ли подобные святилища на русской равнине?
В Псковской, Новгородской и некоторых других областях распространена археологическая культура «Псковских длинных курганов», отличительным признаком которых служит канавка по внешнему периметру. Датируются псковские курганы ранним средневековьем в пределах от конца IV до XII века нашей эры, то есть создавались они как до так и после крещения Руси.

Рис. 18. Курганы псковского типа в разрезе.

Археологи не решаются отнести культуру длинных псковских курганов к наследию какого-либо одного народа, населявшего территорию северо-запада России, однако имеющиеся схемы ее распространения и расселения славянских племен, наводят на определенные предположения.


Рис. 19. Распространение археологической культуры псковских длинных курганов.


Рис. 20. Расселение славянских племен.

Ряд находок позволяет предположить, что носители культуры длинных псковских курганов владели лунно-солнечным календарем.
Множество курганов Псковского типа находится в окрестностях турбазы Алоль в Пустошкинском районе Псковской области. Исследованная территория защищена с трех сторон озерами Зверино и Ясское, и протокой реки Великая (рис. 21).

Рис. 21. Окрестности турбазы Алоль.

В непосредственной близости от турбазы у дороги находится группа из 16 камней, условно названная нами «капище Алоль». Камни, на первый взгляд разбросаны хаотично, но среди них привлек внимание камень №3, (рис. 22.) необычной формы, с глубокой бороздой, направленной на юго-запад, то есть в сектор захода Солнца в зимнее солнцестояние.

Рис. 22. Капище Алоль.

Это навело на мысль провести детальное исследование окрестностей, что и было сделано в первый (2008) год с помощью обычного компаса, а в последующие годы с помощью теодолита и спутникового навигатора. Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что борозда и лежащие за ней камни (№№ 5, 7 и 8) с большой точностью указывают на точку захода низкой Луны в летнее солнцестояние. Обратный азимут – на восход низкой Луны в зимнее Солнцестояние. Было найдено и другое направление, связанное с высокой Луной (рис.23.), другими словами была обнаружена лунная пригоризонтная обсерватория или, по другому, лунный календарь.

Рис. 23. Схема капища Алоль.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что некоторые камни имеют необычную форму, например камень № 6 напоминает череп лося.


Рис 24. Камень в форме черепа Лося.

На коренных берегах озер Зверино и Ясское по картам для спортивного ориентирования были найдены две протяженные гряды курганов, 6 небольших групп курганов, из которых две (по 3-4 кургана) обычных, не псковского типа, что говорит об участие в создании комплекса разных народов. Зафиксировано несколько отдельных курганов, 5 больших групп камней, служивших обсерваториями, и некоторое количество отдельных камней и небольших групп камней.
При нанесении объектов на план, выяснилось, что большинство из них так или иначе связаны между собой значимыми направлениями, и вместе образуют единый археоастрономический комплекс. Центром комплекса служил крупный камень, напоминающий фигуру кабана, названный нами «Велесовым камнем» (Рис. 25-27). (Велес – общеславянский бог мудрости и поэзии, лесных животных, домашнего скота. Служители его культа, волхвы, были носителями знаний. Считалось, что он мог являться людям в виде медведя, кабана, лося. В отличие от дружинного бога, Перуна, был богом всего народа. Велес почитался, к примеру, в Ярославле, вплоть до XI века).

Рис. 25. «Велесов камень. Вид с опушки леса.



Рис. 26. «Велесов камень». Вид из глубины леса

Рис. 27. «Велесов камень» вид с востока.

На западной стороне камня нанесена борозда, представляющая собой лунно-солнечный календарь (Фото 28, 29).



Рис. 28. Борозда на «Велесовом камне».


Рис. 29. Лунно-солнечный календарь на «Велесовом камне»

Заметный интерес представляет группа камней, названная нами за цвет большинства камней «Красным капищем». На схемах (рис. 33-34) обозначено номером 10.



Рис. 30. Капище «Красное»



Рис. 31. Визиры на «Красном капище»

По результатам теодолитной съемки на капище найдены лунно-солнечные визиры и зафиксированное направление запад-восток. Эти визиры проходят через наиболее крупные и заметные камни (Рис. 32). Иные возможные направления, связанные с второстепенными камнями не рассматривались.
Подобные исследования проводились и на других объектах, вынесенных на общую схему обсерватории (святилища) «Алоль», так представляется удобным называть весь комплекс объектов на исследованной территории (Рис. 33).

Рис. 32. Схема «Красного капища»

Структура обсерватории

Теперь от описания локальных объектов обсерватории «Алоль» обратимся к ее структуре. На рисунке 33 приведена карта для спортивного ориентирования с нанесенными на нее наиболее важными объектами. Карта построена по магнитному азимуту и потому направление на истинный север повернуто против часовой стрелки на угол равный магнитному склонению, то есть примерно на 8 градусов. Более подробно обсерватория изображена на плане (рис. 34)
Стороны горизонта. В первую очередь обратим внимание на линию, проходящую через «Велесов камень» (1), и Капище «У южной опушки» (2). На плане это линя «А». Она закрепляет на местности направление север-юг. Прямой видимости тут нет, но на вершине холма посреди поля на линии лежит камень «Верхний» (3), с которого линия видна полностью. Точность 0,210.
Через «Велесов камень», а также камень, расположенный вблизи озера Зверино на территории турбазы Алоль (4) проходит линя «Б» запад-восток. Точность 0,280. Камень ориентирован по направлению север-юг и лунным событиям, но здесь подробно не рассматривается. На продолжении линии «Б» на восток в лесу у деревни Симоново находится группа камней, а заканчивается она на высоком холме, на мысу над озером Ясским напротив устья реки Великой - идеальном месте для размещения укрепленного поселения.



Рис. 33 Схема расположения объектов обсерватории «Алоль» на местности.


Через капище «Алоль» (5) и южные оконечности Западной (6) и Восточной (7) гряд курганов проходит линия «В», так же закрепляющая направление восток-запад с ошибкой 9 метров на расстоянии 1,2 км.
Линия «Г», соединяющая капище «Алоль» и капище «У южной опушки» указывает направление восхода Солнца в зимнее солнцестояние (азимут линии 1350) с точностью 10. То же направление имеет линия от «Велесова камня» на курган №4 в за урочищем Лушино (8), на схеме не нанесена.
Направление от «Обзорного» камня (9) на «Красное капище» (10), 224,90, практически точно указывает на заход солнца в зимнее солнцестояние.
Визиры на восход Солнца в летнее солнцестояние не обнаружены. Вероятно, в них не было необходимости, поскольку северо-восточный сектор горизонта отлично виден с «Обзорного» камня, тем более что сам камень ориентирован по восходам как летним так и зимним (рис. 35, 36).
Теперь перейдем к рисунку 34 и посмотрим иные важные направления. Направление на восход Солнца в летнее солнцестояние с ошибкой менее 10 дает линия «Д», соединяющая капище «У южной опушки» и камни, лежащие у озера Зверино к северу от капища «Алоль» за дорогой на опушке молодого сосняка (11). Ее азимут 318,70.
Линия «Е» соединяющие капище «У южной опушки) с курганом №6 за урочищем Лушино (8) указывает на заход высокой Луны в зимнее солнцестояние с ошибкой менее 10. А идущая в обратном направлении линия с кургана №4 в той же группе (не показана) дает направление на восход высокой Луны летом.
Линия «Ж» от крайнего кургана из группы над Черным озером (12) на «Велесов камень» указывает на восход низкой Луны летом с точностью 0,60.


Рис. 34. Подробная схема расположения объектов обсерватории «Алоль»

Обратное направление с «Велесова камня» через центр группы «Средних» курганов (13) указывает на заход низкой Луны зимой (302,40) с ошибкой 0,20.
Линия «К» от «Велесова камня» на капище «У березы» (14) указывает на заход высокой Луны в летнее солнцестояние. Ошибка 1,20.
Таким образом, на обсерватории фиксируется как минимум 12 направлений из 16 характерных. Подробнее см. таблицу в приложении.
На обсерватории «Алоль», как и на обсерватории «Тузлук» фиксируется дополнительно направление, азимут которого численно близок к углу наклона земной оси к плоскости эклиптики. В данном случае это направление от капища «У дороги» (15) на «Велесов камень», равное 23,70 при точности 0,20. На схемах не нанесено.


Рис. 35.Камень № 6 Вероятное место наблюдения за восточным горизонтом


Рис. 36. Ориентация «Обзорного» камня

В 3,5 километрах к северо-западу от «Велесова камня» у Ломоносовского озера (рис. 21) находится группа из 21 кургана вытянутая с востока на запад.


Рис. 37. «Ломоносовские курганы». Большой выпуклый курган псковского типа.
Не вдаваясь в описание, отметим, что здесь выделяются лунные и солнечные направления (рис. 38). Другими словами у Ломоносовского озера расположена лунно-солнечная обсерватория.


Рис. 38. Курганная обсерватория у Ломоносовского озера. Лунно-солнечный календарь
Направление от «Велесова камня» обсерватории «Алоль» на крайний восточный курган Ломоносовской обсерватории указывает на заход Солнца в летнее солнцестояние (рис. 38).
.


Рис. 39. Связь обсерваторий «Алоль» и «Ломоносовской»

В байдарочном походе по озеру Селигер в 2013 году мы сделали две находки. «Медвежий», то есть «Велесов» камень у новой церкви близ села Матерово. Рядом находятся другие камни, судя по всему не случайные, но изучить их расположение не было времени.


Рис. 40. Медвежий камень у деревни Матерово
Затем на переволоке, то есть в самом узком месте полуострова Коровий у деревни Климова гора обнаружили дорожку из камней в направлении захода Солнца. Предположив, что их расположение не случайно, провели шагомерную съемку.


Рис. 41. Обсерватория «Переволок» на озере Селигер

Несмотря на малую точность измерений, можно утверждать, что перед нами древняя астрономическая обсерватория или лунно-солнечный календарь, служивший, вероятно, одновременно и святилищем.
Следует учитывать небольшую точность компаса (цена деления 20), и сложность поиска центров камней. Примерные координаты 570 10` СШ и 320 50` ВД, магнитное склонение восточное 9046`=9,770 округлено до 100. Разумеется, для окончательных выводов необходима теодолитная съемка.

Выводы.

Устройство обследованных объектов свидетельствует: жители Русской равнины в пределах распространения культуры Псковских длинных курганов в IV-V веке н.э. знали солнечно-лунный календарь, умели проектировать и размечать сложные объекты.

Использование лунно-солнечного календаря может и должно серьезно изменить представление об уровне культуры наших далеких предков.

Подобные обсерватории, судя по всему, не редкость, их надо искать, обследовать, брать на учет и сохранять от современных вандалов и застройщиков, падких на дармовой строительный материал.
Кто же был строителем обсерваторий? Учитывая трудоемкость создания обсерваторий и необходимость содержать носителей астрономических знаний трудно представить, чтобы их строители жили собирательством, охотой и рыболовством. Каменные «календари», несомненно, строились земледельцами. В условиях северо-запада России из-за короткого вегетативного периода даже недельная задержка полевых работ могла привести к неурожаю и голоду. Без точного календаря выживание земледельцев в столь суровом климате было бы невозможно.
Вероятно, создание календарных сооружений имело не только чисто утилитарное, но и культовое значение. Вид восходящего или заходящего светила величественен, игра света завораживает современников, и тем более должна была привлекать далеких предков.
Откуда могли появиться серьезные познания в астрономии? Солнечно-лунные календари появлялись у народов, сумевших создать сильные государства, которые могли выделять на это немалые средства (Шумер, Египет и т.д.), их могли перенимать менее развитые соседние народы. Сильных государств на территории Русской (Восточноевропейской) равнины в первых веках нашей эры не было. Таким образом, астрономические знания были либо самостоятельно добыты в других землях задолго до переселения, либо получены в готовом виде от народов греко-римской культуры.
Принести эти знания могли только славяне, уходившие с берегов Дуная в Богемию и Моравию, на территорию нынешней Чехии и Словакии, а затем в силу разных причин двинувшихся на северо-восток. Вероятно, переселенцы вовлекали в сферу своей культуры соседние примитивные народы, что мешает археологам приписать ее какому-то одному славянскому племени.
Справка: «Основные памятники (археологической культуры Псковских длинных курганов) располагаются на берегах Псковского и Чудского озера, в бассейнах рек Великая, Плюсса, Мста, Ловать, а также в верхнем течении рек: Западная Двина, Пола, Молога и в верховьях Волги. К характерным особенностям курганов псковского типа относят малочисленный и невыразительный инвентарь, отсутствие дорогих предметов, престижного импорта и элитных захоронений.
Заметим, что бедность содержимого курганов вполне допускает, что создавали их беженцы, принесшие с собой знания, но не сумевшие воссоздать высокую материальную культуру на бедных полезными ископаемыми и малопродуктивных землях.

Рекомендации для краеведов поисковиков.

Многие известные археологические объекты, такие как Троя и Аркаим открыты не профессиональными археологами, а любителями, что отнюдь не умаляет заслуг профессионалов, поскольку археологов на Земле не так уж много. Немалую роль могут сыграть любители и в археоастрономии, поскольку провести исследования многих тысяч уже известных археологических объектов археологам не под силу.
В значительной мере археоастрономию сдерживала сложность привязки объектов. Теодолитная съемка слишком дорога и трудоемка и вести ее там, где вероятность находок низка, нерационально.
Возможно, поэтому археологи стали обращать внимание на ориентацию святилищ и культовых сооружений не так давно, а изучение больших по площади комплексов стало реальным только с появление спутниковых топопривязчиков (GPS).
Стала она доступна и любительским экспедициям, в том числе и для школьных краеведческих групп, тем более, что такие работы не подразумевают никаких раскопок. Однако последнее слово все равно остается за профессионалами.
На начальном этапе от поисковиков не требуется глубоких знаний астрономии, а для поисков достаточно обычного компаса, хотя для более детальных исследований потребуется мерная лента, прибор GPS, умение вести шагомерную съемку, а в идеале - теодолит.
Для выявления объектов исследования нужно использовать консультации опытных краеведов, работников краеведческих музеев, опросы местных жителей, изучение археологической литературы и т.д. Разумеется, хорошим подспорьем будут крупномасштабные карты, особенно карты для спортивного ориентирования.
С учетом восходов и заходов, Луна дает на горизонте 8 особых точек (событий), см. рис 7, Солнце – 6 (включая равноденствия, они же направление восток-запад), а с учетом направления север-юг на пригоризонтной обсерватории может быть до16 (не обязательно все!) выделенных направлений или визирных линий. Могут быть и другие визиры, отмечающие начало и окончания каких-либо работ, но они не столь очевидны.
Вот эти 16 направлений, или по-другому, азимуты направлений и надо искать при исследовании археологических объектов с помощью компаса.
Истинные азимуты событий для широты местности изучаемого объекта можно найти в астрономических таблицах или в упомянутом выше издании (рис 6), а для того, чтобы выявить их на объекте с помощью магнитного компаса надо учитывать магнитное склонение. Найти его можно по географическим координатам на сайте geomag.nrcan.gc.ca или менее точно на полях топографических картах. Так, летом 2014 года в районе турбазы Алоль склонение было восточным 8° 35.2'. То есть, чтобы получить истинный азимут направления, нужно было прибавить 8,5 градусов к измеренному компасом магнитному.

Итоги работ должны заинтересовать местных археологов и будут с благодарностью приняты авторами настоящего сообщения.
А.А. Алексеев.
129346, Москва, Минусинская 8-265.
8-906-074-83-21
Jumorin5@yandex.ru
Консультации и астрономические расчеты
С.А. Федоров
8-916-013-54-38
mae_r@mail.ru




[ Вернуться в раздел География | Вернуться в главный раздел ] Страница для печати Послать эту статью другу
- Генерация страницы: 0.087708 секунд -