... ...
Мы пскопские - не такие, как в указанном кино


Легенды, связанные с историческими событиями.
Опубликовано: Tigl , Включено: 5/2/2012

Легенды, связанные с историческими событиями.

    В нескольких метрах от деревни Поддубье находятся 3 сопки. Эти сопки называют могильниками, в которых якобы захоронены воины, павшие в период Ливонской войны.
     Почему в Поддубье, где не было известных сражений в период Ливонской войны, а не рядом с Заволочьем, где в течение 2 недель шла оборона крепости? Если проследить по карте, учитывая, что путь на Опочку из Заволочья шел через Поддубье, то вполне возможно, что ливонцы, продвигаясь от Заволочья к Поддубью, могли вступать в отдельные схватки, а русские войска, отступая, забирали погибших, а похоронили их в братской могиле под Поддубьем. Однако, достоверно известно, что к северо-западу от деревни Поддубье в 400 метрах находится курганная группа за №1573, которая относится ко второй половине первого тысячелетия нашей эры. Следовательно, это действительно могильник, только более раннего времени, чем период Ливонской войны. Еще одна легенда, связанная с Ливонской войной и нашим районом, – это легенда о золотом кладе. Рассказывают, будто на Золотцовой горе давным давно монастырь стоял. Богатый был монастырь, потому на него часто враги совершали набеги. Как шли с войной на Русь, так непременно через монастырь. И вот однажды задумали ливонцы его захватить, чтоб золото забрать. Но монахи все богатство в бочку засмолили и под гору эту бочку пустили, прямо в озеро. И утонула она. Не досталось золото ливонцам. Как не силились они его добыть, как не ныряли – слишком глубоко было озеро, да илисто дно. Так ни с чем и вернулись захватчики в свои земли. Оно, это озеро, и по сей день имеется, не заросло еще, хотя берега топкие – не подойдешь, Золотец называется. А старики рассказывали, будто до революции была даже экспедиция из Петербурга организована. Тоже искали бочку, но безуспешно. Существует несколько легенд, связанных с Отечественной войной 1812 г.
     В Москве жила-была дочь статского советника Анна Флер. Крепко полюбила она юношу. Дело шло к свадьбе. И вдруг на Россию двинул свои орды Наполеон. Среди тех, кто взял в руки оружие, был и жених Анны. В одном из боев он погиб. И Анна стала мстить французам. Узнав, что Наполеон со своей свитой приехал на ночлег в Веснебологскую крепость, девушка пробралась на старую мельницу и провела там бессонную ночь. Потом проникла в церковь и совершила покушение на Наполеона. Покушение не удалось и ее тут же расстреляли. Похоронили Анну, как народную героиню, там же, в Сочихине. Говорят, что плита на ее могиле была цела и после войны. Вот только, где она находится, пока неясно.
     Теперь рассмотрим исторические факты. Естественно, Наполеон не мог находиться в Веснебологе, так как на Санкт-Петербург двигались части маршалов Удина и Сен-Сира. Крупные сражения произошли у деревень Якубово и Хлястицы (западная граница Себежского уезда). Сам Наполеон шел во главе армии на Москву. При отступлении от Москвы его путь проходил намного южнее Витебска и Полоцка. И он не мог случайно оказаться в описанных легендами местах. Веснебологская церковь, действительно, существовала в это время. Она была основана в 1697 г. в честь святителя Николая Чудотворца. Возможно, доля истины в легенде есть, но могли ли так далеко от основных дорог забраться отдельные отряды французов, установить достаточно трудно. Еще одна легенда, связанная с французским нашествием, – это легенда о французской могиле на берегу озера Неведро. Старожилы рассказывают, что французы подошли к Неведро по Старо-Себежскому тракту и оказались зажаты между двух озер, бой длился долго, почти все французы были побиты. Затем их похоронили в одной общей могиле на берегу озера. Уже в наше время местные жители пытались разрыть сопку, находили французские монеты и пуговицы, что как будто подтверждает все выше сказанное. Однако, по тем же данным из археологического общества, за №1616 указана сопка в 350 метрах от деревни Неведро, на берегу озера, которая относится к первому тысячелетию нашей эры. И с Отечественной войной 1812 г. ничего общего не имеет. Хотя вероятность того, что французы были на территории Шалаховских земель, очень велика, так как на территорию Невельского уезда в период войны постоянно вторгались группы, отбившихся от основных частей французских солдат. Именно здесь создавались партизанские отряды для борьбы с мародерами и отбившимися группами врагов. Еще одна легенда из области кладов, связанная с французской кампанией. На перекрестке двух трактов, СтароСебежского и Великолукского, французы, отступая, зарыли котелок с монетами. Но вернуться за ними, естественно не смогли. В начале XX века два мужи-ка, Паршенков из Шилова и Анашка из Малахова, отправились в Питер на заработки, в корчме они подслушали рассказ одного человека, который рассказывал о том, что он якобы видел, как французы зарывали золото, и даже подробно описал место перекрестка этих двух дорог. Шиловский мужик, недолго думая, отправился на поиски клада, когда Анашка вернулся в Шалахово с заработков, то обнаружил, что друг неожиданно разбогател. Все удивились источнику его неожиданных богатств. И лишь один Анашка догадывался о причинах столь быстрого обогащения.
    В 30-х годах XIX века на территории Пустошкинского района велось строительство более прямой дороги: Николаевского тракта на Киев, через Опочку, Пустошку, Невель. Тогда же строились и почтовые станции: Линец, Заречье, Ночлегово. Строительство этой дороги символизирует камень с выбитой датой на нем: «1842 г». Для строительства этой дороги набирались рабочие из окрестных деревень. Крестьяне Шалаховской волости, узнав, что тем, кто участвует в строительстве дороги, обещана воля, побросали свои дома и двинулись на строительство. Помещики, испугавшись, что они потеряют крестьян, обратились за помощью к уряднику, и тот, собрав солдат, поджидал крестьян в узком месте между озерами в районе Шибиницы. Когда крестьяне подошли вплотную, по ним открыли огонь, пытаясь задержать. Часть побили, а часть заставили вернуться домой.
     Говорят, что они похоронены в братской могиле на россыпях в районе деревни Тимоново. В конце 30-х годов эти сопки пытались разрыть. Находили монеты, датируемые 1832 г. Еще одно историческое событие, с которым так-же связано большое количество легенд
о кладах – это революция 1917 г., когда большинство помещиков. проживавших на территории Пустошкинского района, покидали свои имения, либо совсем уезжая за границу, либо надеясь вернуться. Рассказывают, что когда началась революция, один из самых богатых помещиков Соинской волости П.П. Балычев, имение которого находилось на северном берегу Деено, срочно стал собирать все ценные вещи и предметы искусства в окованные сундуки. Помогал ему управляющий имением Захария, который надеялся пережить смутное время в Пустошке, так как имел лавку, одновременно хозяин поручил ему охранять спрятанные сокровища. Прятали их в темную ночь. Три сундука спустили к озеру. Трижды лодка отплывала от берега и возвращалась назад. Куда были спущены сундуки, знал лишь Балычев и его управляющий. Но, оказывается, был и третий свидетель – бабка-ключница, которая и подсмотрела, как они вывозили сундуки. Таким образом, собственно, благодаря ей, эта легенда имеет продолжение, так как нашелся родственник любопытной бабушки, который надеется отыскать спрятанные почти 100 лет назад сокровища. Вторая легенда, относящаяся к событиям 1917 г., – это легенда о кладе, связанная с имением Яссы. Во времена, когда деревня Яссы была польской территорией, здесь была построена польская церковь. На территории церкви находилось кладбище, о чем свидетельствуют небольшие насыпи с камнями у изголовья, а также в одном из мест сохранилось три чугунных креста. Позднее была построена православная церковь Покровская (XVIII век). Деревня Яссы с церковью принадлежала церковному ведомству. В годы революции церковь опустела. Как говорят местные жители, возможно, уходя, монахи зарыли под одним из крестов клад. Опустевшая церковь пережила Великую Отечественную войну. И простояла до 80-х годов XX века. Отдыхающие на турбазе «Алоль» (2км. от дер. Яссы) часто совершали пешие экскурсии к деревенской церкви. А однажды по деревне распространился слух, что на месте одного из крестов оказалась большая яма, напоминающая собой форму треугольника. Тогда жители стали вспоминать, что не раз видели человека с картой в руках, который сидел поодаль от церкви. Возможно, что эта карта являюсь ориентиром нахождения клада. Скорее всего, этот человек узнал о кладе от того, кто хорошо знал церковь и прилегающие к ней территории. В годы революции из этого имения бежал помещик Осип Лишановский. Унего было два сына – Фадей и Георгий и дочь Елена. В годы Великой Отечественной войны один из сыновей, воевавший на стороне немцев, вернулся в Яссы. Еще была жива женщина, которая, работала у помещика, нянчила его детей. Она сразу узнала его. Именно, благодаря ему, немцы не убивали местных жителей, не морили голодом и отступая, не сожгли деревню. Охотники и рыболовы знают озеро под названием Спущенное, но никому в округе неизвестно название озера Гуськино. При более глубоком исследовании мы выяснили, что это одно и то же озеро. При озере Гуськино существовало имение местных помещиков, дворян-католиков – Бобровских. С наступлением смутного времени они решили схоронить накопленные богатства в озере. Справились на двух лодках к центру озера, лодку с сокровищами затопили, а сами бежали в Польшу. После Великой Отечественной войны, услышав эту легенду от местных жителей, председатель колхоза «Липец» решил отыскать клад, используя современную технику. Озеро спустили, но середина его, оказалась очень топкой и илистой – экскаваторы к середине подойти не смогли. Клад так и не нашли, а озеро с тех пор называется «Спущенным». В постоянной тревоге прошли для пустошан годы гражданской войны, так как они жили сравнительно далеко от мест боевых действий. Особенно напряженными были дни, когда в Пскове в 1919 г. бесчинствовали банды Булаковича. В соседнем Опочецком уезде вспыхнули кулацкие мятежи. Белогвардейские войска пытались перерезать шоссе Петроград – Киев, вблизи Опочки и Полоцкую железную дорогу. Обнаглели бандиты. Они терроризировали население, убивали комбедовцев, грабили и жгли первые кооперативы. В окрестностях Щукина и Криухи действовала «зеленая банда» царского офицера Тугаса. Много бед учинила жителям уезда кулацкая банда Серого. За деревней Ночлегово, на Кривой горе, по шоссе Опочка – Пустошка держала в страхе крестьян шайка атамана-анархиста, по прозвищу Федька Кислый. В один из своих бандитских налетов он захватил дочь священника. Посадил ее в лодку и увез на остров озера Островитное, где над ней издевались, а затем убили. Местные жители до сих пор рассказывают, что душа девушки так и не нашла покоя и часто является рыбакам и туристам, особенно в лунную и темную ночь. В 1922 г. вышел указ о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Тогда-то, скорее всего, и было решено все ценности Березовой и Киселевской церквей спрятать в подземные ходы. Через несколько десятилетий были найдены несколько монет. В середине 70-ых годов местные жители деревни Сипкино, раскапывая темный ход, который вел от часовни на окраине деревни Кисели к разрушенной церкви бывшей деревни Березно, обнаружили несколько золотых монет, а также культовый крест украшенный драгоценными камнями. Крест купили дачники-ленинградцы, а в народе появилась легенда о кладе.


Кротова Ю. Опубликовано в газете “Вперед” №133 * (10300) * Среда 28 декабря 2011года




Статья из Сайт г.Пустошка Псковской области
http://pustoshka.ru/ru

URL для этой статьи:
http://pustoshka.ru/ru/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=213