Полеты в неизвестность

Март 1998 года, деревня Дальшино Новосокольнического района. Местный житель, по виду глубокий старик, рассказывал:

– Да, падали во время войны самолеты. Один так до сих пор под горой и лежит. В Кожине. Есть такое урочище поблизости. Если желаете, покажу место…

Место как место. Склон горы, поросший березами, а у самого подножия небольшая воронка, которая ничем к себе не привлекает, разве что глиняными закрайками. Но металлоискатель «подсказал», что именно эта неприметная воронка напичкана металлом.

– «Перья» мы еще во время войны собрали, – рассказывал тот же дед, – это хвост да крылья, что отвалились. А до двигателя не докопались. Уж больно глубоко…

В том же году, в июне, кстати, в день своего рождения, Романов предпринял первую попытку серьезно прощупать место падения самолета. Поисковики из Андреаполя Володя Рогозов и Виктор Смирнов гостили у Михаила и с радостью отозвались на предложение поучаствовать.

В ходе раскопок определили, что летчик покинул самолет на парашюте. Нашли обрывки планшета, обломки ЯКа, перкаль. Глубина 4 метра. Стали попадаться куски материи с наличием на них краски. Все поняли, что самолет «дарственный», но никто не смог определить, какое именно слово было написано на фюзеляже. Явно просматривались буквы Б, С. Читалось: «Кешов…». К одному из патрубков двигателя прилип обрывок газеты с Указом о награждении личного состава высокими правительственными наградами. Дотошный Романов найдет этот Указ от 8 октября 1943 года в ЦАМО, но документ так и останется документом, не связанным с летчиком. А тогда, в девяносто восьмом, обрывок газеты натолкнул на мысль, что упал самолет осенью 1943 или в начале сорок четвертого.

Позже, в апреле 1999 года, уже на глубине 5 метров обнаружили обломок двигателя с поршнем. На дюрале номер: 315-1726. Еще один обломок с обозначенным номером 0415333, обрывки топографической карты, почтовые открытки, бортовой хронометр, остановившийся в 14 часов 29 минут…

Романов знал, что этот участок фронта «обслуживали» две Воздушные армии – третья и пятнадцатая, что воевали здесь летчики 4-й гвардейской, 240-й истребительных авиадивизий и 11-го смешанного авиакорпуса. По предположению следопыта в урочище Кожино мог упасть самолет гвардии капитана Донцова из 4-й истребительной авиадивизии. В архивных документах значилось, что он не вернулся с боевого задания из района Маево 31 января 1944 года. Но другая запись говорила о том, что капитан остался жив. Не подходило и время полета. Следующее предположение, что здесь мог оказаться самолет старшего лейтенанта Женгуры из 240-й ИАД, сбитый 4.11.43 г., тоже не имело под собой оснований, так как его самолет упал в районе Езерище, южнее Невеля.

– Вот здесь я впервые ошибся, – рассказывал поисковик. – Начал поиск не с номера двигателя, а со своих догадок. Предположил, что это мог быть младший лейтенант Кушков, не вернувшийся с задания 31 января 1944 года. Он вылетел на задание в 14 часов, и я предполагал, что именно его самолет рухнул через полчаса после вылета. Все справки о нем навел, а когда удалось в архив выбраться, нашел имя того, кто летал на разбившемся самолете – это младший лейтенант Круглов из 293-го ИАП. Ищу его родственников.


Летчик 293-го ИАП, мл. лейтенант Круглов Николай Николаевич.

Если читатель помнит, в 1999 году поисковой группой Михаила Николаевича Романова в Новосокольническом районе Псковской области были обнаружены обломки самолета и установлен номер двигателя, но поисковик пренебрег этой подсказкой и пошел по пути, подсказанному собственной интуицией. Получилось, что сначала Романов собрал сведения о младшем лейтенанте Кушкове, а позже, уже по номеру двигателя, установил того, кто сидел за штурвалом сбитого фашистами ЯКа – младший лейтенант Круглов Николай Николаевич, летчик 293-го истребительного авиаполка. Вроде бы и нет здесь ошибки, но поисковик считает, что есть, потому что «проволокитил» поиск, растянул его на целых пять лет. А время нынче особенно дорого.

После посещения архива Романов, привыкший все сопоставлять, с удивлением отметил:

–Знаешь, а Кушков и Круглов вылетали на задание в одно и то же время. Кушков – в 14 часов, Круглов – в 13.59, правда, в разные дни. Оказывается, самолет, который мы нашли, был сбит не 31-го января 1944 года. И самолет, и двигатель № 315-1726 были списаны 16.01.1944 года, а четвертого января 1944 года младший лейтенант Круглов в составе четырех ЯКов сопровождал четверку ИЛ-2 658 ШАП в Маево. В районе Молоди – Зажогино встретили шесть ФВ-190, в завязавшемся воздушном бою самолет Круглова был сбит.

В сентябре 1943 года Николай Круглов был награжден орденом Красной Звезды.

Наградной лист

  1. Фамилия, имя, отчество: Круглов Николай Николаевич
  2. Воинское звание: мл. лейтенант
  3. Должность, часть: летчик 3 АЭ 293 ИАП
  4. Представляется к ордену «Красная Звезда».
  5. Год рождения: 1923
  6. Национальность: русский
  7. Партийность: член ВЛКСМ с 1939 г.
  8. Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР в Отечественной войне (где, когда): Отечественная война с 31.7.43 г. Брянский фронт.
  9. Имеет ли ранения и контузии в Отечественной войне:
  10. С какого времени в Красной Армии: с 1941 г. 10. Каким РВК призван: Астраханским РВК
  11. Чем награжден (за какие отличия)
  12. Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес семьи: г. Астрахань, Республиканская, д. 10.

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг: в Отечественной войне участвует с 31 июля 43 г. по настоящее время. Находясь на Брянском фронте произвел 20 боевых вылетов, провел 6 воздушных боев, в результате которых обеспечил своему командиру сбитие четырех самолетов противника.3 августа прикрывая наземные войска, тов. Круглов вместе со своим командиром вступил в бой с превосходящими силами противника, сбили 2 самолета и без потерь вернулись на свой аэродром. 23 августа 1943 г. прикрывая наших бомбардировщиков тов. Круглов вместе со своим командиром вступили в неравный воздушный бой с 10-ю самолетами противника. В этом бою сбил одного ФВ-190, остальных рассеяли.

1.9.43 г. вылетая на штурмовку эшелонов противника тов. Круглов со своим командиром уничтожил: 1 паровоз, 3 вагона с боеприпасами, 3 автомашины с грузами и живой силой противника.

Вывод: за образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом мужество и отвагу – достоин Правительственной награды ордена «Красная Звезда».

Командир 293 ИАП подполковник Кетов.
8.9.43 г.

Награждаю орденом «Красная Звезда»

Командир 11 сак генерал-майор авиации Данилов.
8 сентября 1943 г.

Награжден приказом 11 сак 07/н от 10.9.43 г.

Когда я читал этот документ, возникла версия по поводу происхождения надписи на самолете. Романов, думаю, ухватится за нее и продолжит этот поиск.

Командир полка подполковник Кетов. Помнится, когда подняли обломки фюзеляжа, нашли надпись «Кешов…» А вдруг это Кетов? Может быть по какой-то причине Круглов вылетел на самолете командира? И потом: о каком командире идет речь в наградном листе? Так что проверяй версию, Михаил Николаевич.

Но вернемся к поиску. Романову удалось отыскать родственников летчика Круглова по довоенному адресу – в Астрахани.

Вот что сообщила нам Нина Александровна Круглова, племянница летчика, о семье, в которой родился ее дядя.

«Круглов Николай Николаевич родился в 1923 году в Астрахани. Отец, Николай Павлович, был коммунистом и работал там, куда его направляла партия – директором рыбозавода, плотовым рыбокомбината имени Ленкома, парторгом лесосплава.

Мама, Александра Павловна, умерла, когда Николаю было 7 лет, в 1930 году. Без матери осталось 5 детей: Константин 1916 года рождения, Александр – 1918 года рождения, Николай, а также близнецы Борис и Глеб – 1928 года рождения.

Жили трудно, но дружно, нянчили вместе со старенькой бабушкой близнецов.

Николай рос сильным, всесторонне развитым мальчиком, хорошо учился, с увлечением, любил математику, втихаря писал стихи, был отличным спортсменом – все нормативы ГТО сдавал на отлично, хорошо бегал, плавал, играл в футбол. Но самым любимым его занятием было увлечение парусниками, на которых он часто бороздил просторы Волги, принимал участие в регатах и зачастую выходил победителем.


Двигатель самолета, поднятый из воронки. После обработки струей воды он обретает новый вид, но никогда уже не станет новым.

У него был хороший музыкальный слух, и Коля играл на трубе в школьном духовом оркестре, который выступал на всех праздниках и демонстрациях. Но при всех своих увлечениях он имел желание летать и после окончания десятилетки поступил в летное училище, а оттуда попал на фронт.

Средний брат, Александр, мой отец, был призван в Красную Армию в 1938 году, служил в Монголии, на фронт был призван в 1944 году после окончания Брянского военно-политического училища. Был агитатором, заместителем командира штрафной роты. Освобождал Белоруссию и Прибалтику. На границе с Восточной Пруссией был тяжело ранен и после ампутации ноги комиссован.

Старший брат, Константин, окончил лесотехнический техникум, работал экономистом лесосплава, умер в 1938 году.

Братья-близнецы Борис и Глеб, в 15-летнем возрасте уже служили юнгами на Каспии, на сторожевых кораблях, входивших в состав действующей армии…

Николай писал письма из училища и с фронта, переписывался со средним братом, служившим в армии, интересовался младшими братьями. А потом отец получил известие о том, что Николай вылетел на выполнение боевого задания и из полета не вернулся…»


Младший лейтенант Кушков П.И., летчик 4-го ИАП.

О младшем лейтенанте Кушкове все-таки следует сказать и в связи с памятью о нем, и в связи с тем, что его судьба действительно отвечает выражению «пропал без вести».

Из Книги безвозвратных потерь: «…Кушков Павел Иванович, 1921 г.р., мл. лейтенант, летчик, уроженец Кировской обл., Советского района, Решетниковского с/с, д. Пчельник. Призван Советским РВК Кировской области в 1940 г. 31.1.44 г. при выполнении боевого задания на самолете ЯК-9 по разведке войск противника в районе Маево–Новосокольники был подбит ЗА противника. В часть не вернулся. Судьба неизвестна».

А позже карандашом дописано: «Вернулся из плена».

Михаил Николаевич сразу же ухватился за последнее сообщение. Если Павел Кушков вернулся с войны, то все загадки будут разгаданы… И полетело письмо следопыта Романова в город Советск, в военный комиссариат Советского района Кировской области. Ответ не заставил себя ждать.

«Уважаемый Михаил Николаевич!

На Ваш запрос о судьбе летчика Кушкова Павла Ивановича 1921 г.р. сообщаем, что в настоящее время деревни Пчельник на территории Советского района Кировской области нет. Со слов бывших жителей этой деревни удалось установить, что действительно семья Кушковых в данной деревне в годы войны проживала. На фронте воевали четыре брата: Василий 1914 г.р., пропал без вести в феврале 1942 г., Павел 1921 г.р., не вернулся с боевого задания 31.01.44 г. (так записано в книге учета потерь офицерского состава по Советскому району), а братья Иван и Дмитрий вернулись с фронта, но уже умерли. Те, кто хорошо помнит семью Кушковых, утверждают, что Павел Иванович с войны не возвращался. Более точные сведения о его судьбе можно получить у его сестры Клавдии Ивановны.

Военный комиссар Советского района подполковник С. Лукьянов».

Естественно, следующим было письмо по обозначенному адресу. Клавдия Ивановна Паршкова, сестра летчика, сообщила следующее: «…Он был четвертым ребенком, а всего в семье нас было семеро детей. Павел рос серьезным и ответственным. Пилотом стал еще до армии после окончания авиаклуба в Кирове. В то время это было почетно, о нем писали в газетах. На действительную службу ушел до войны. Писал письма с фронта, но они не сохранились. Когда погиб, его друзья прислали об этом известие, но и это письмо уже не найдешь, так как оно было у брата Ивана в Керчи, а Иван теперь уже умер… Пометка карандашом, что Павел вернулся из плена, меня очень взволновала. Домой он не возвращался…»

Куда пропал летчик Кушков? Этот вопрос будет теперь волновать и его родственников. Если в кабине самолета его не оказалось, вероятность пленения очевидна, как возможно и предположение о том, что по возвращении из плена сгинул он в сталинских лагерях. Но опять же это только предположение.

Предположение… Оно присутствует в каждом поиске следопыта Романова и почти в каждом поиске Михаил Николаевич подтверждает его неопровержимыми доказательствами. Но случается, что до доказательств иногда бывает далеко...

Нынешняя территория Шалаховской волости Пустошкинского района вплотную примыкает к Республике Беларусь, а в годы войны она плотно прижималась к партизанскому краю. Поэтому большинство семей в шалаховских деревнях были партизанскими: дети дрались с фашистами в партизанских отрядах, а их старики-родители помогали партизанам всем, чем могли.

И вот однажды ночью в деревне Станки в дом, где жила семья Демьяна Гавриловича и Анны Герасимовны Лысенко, пришел обгоревший летчик. Все испугались. Во-первых, в близлежащих деревнях – полицаи и немцы, которые могли наведаться в любую минуту. Во-вторых, летчик был настолько обожжен, что его состояние не могло не вызывать опасения. Анна Герасимовна, не расспрашивая летчика кто он и откуда, принесла гусиный жир и смазала им ожоги. Летчик твердил, что ему нужно немедленно к партизанам. Но в таком состоянии отпускать его было нельзя, требовалась медицинская помощь.

На следующий день супруги запрягли лошадь и поехали в Себежский район, в деревню Зекры. Там жила тетя фельдшерицы, проживавшей в деревне Шилово Пустошкинского района. Почему поехали не прямо к фельдшеру? Чтобы не вызвать подозрений и вопросов: кому нужен фельдшер? Ушлые полицаи могли проверить любую предложенную версию. А когда тетя идет навестить племянницу – это нормально. Вот и передала та самая тетя своей племяннице, что ее ждут в деревне Станки. Племянница пришла, оказала необходимую помощь, и только после этого Демьян Лысенко отвез летчика к озеру Язно на партизанскую базу. Ни имени, ни звания, ни обстоятельств воздушного боя память стариков не сохранила. Анна Герасимовна вспомнила лишь, что было это до снега – летом или осенью 1943 года, и что летчик был родом из Ленинграда…

О самолете, который падал осенью 1943 года, знают многие жители деревни Шалахово. Нам так и рассказали, что был это большой двухмоторный самолет, который светящейся кометой летел в ночном небе, отражаясь в озере, и рассыпался по частям. Один из летчиков остался лежать в озере. Немцы забрали у него документы. Два других летчика упали на пашню и разбились насмерть. Самолет был ИЛ-4. Вероятность появления четвертого летчика в деревне Станки не следует сбрасывать со счетов, как не следует отвергать версию о летчике другого самолета ИЛ-4, сбитого в этом районе через 3 недели после первого.

–Если бы разрыв во времени был больше, труда бы не составило установить, какой именно экипаж погиб в Шалахове и был похоронен местными жителями в деревне Неведро, – рассуждает Романов. – А так получается, что произошли два аналогичных случая: два самолета ИЛ-4 были сбиты, из каждого экипажа остались в живых на тот момент по одному человеку, каждый из них попал в партизанский отряд… Где какой экипаж – не понять.


Экипаж самолета ИЛ-4. Стоят: летчик Печеркин П.Г., штурман Камышный В.Ф.

Но есть у Михаила Николаевича версия, которую он проверит в ближайшее время. Это срок пребывания каждого из летчиков в партизанском отряде.

–Который «наш», тот, что в Станки приходил, в семью Лысенко, он пробыл в партизанах недолго, потому что «шалаховщину» освободили в ноябре 1943 года.

Другому пришлось партизанить дольше, потому что у нас в районе линия фронта задержалась на целых восемь месяцев… Так что здесь есть за что зацепиться. Но это опять же надо искать в архиве.

Подтверждение своей версии М.Н. Романов выстраивает так. Основные ориентиры – время и направление падения. Старожилы подтвердили, что было это в полночь, и падал самолет со стороны Новохованска.

Теперь об основных подтверждениях.

Оперативная сводка от 15 октября 1943 года

…Один самолет, Печеркин–Камышный, с задания не вернулся. По радио донес: «Задание выполнил по основной цели». В 23 часа 58 минут запросил курс с земли. Курс был дан. В дальнейшем связь отсутствовала. Место нахождения и состояние экипажа с самолетом неизвестны.

Экипаж ИЛ-4 из 108-го авиаполка дальнего действия вылетал на задание в ночь с 14 на 15 октября в следующем составе: летчик мл. лейтенант Печеркин Петр Герасимович, штурман мл. лейтенант Камышный Василий Федорович, радист сержант Сегизбаев Абу Мусинович, стрелок сержант Маланич Даниил Петрович. Штурман Камышный прибыл в свой полк 22.01.1944 года из района Витебска. Вот на него и делает ставку Романов. К сожалению, В.Ф. Камышный не вернулся с войны. Он погиб 22 апреля 1944 года. Не осталось и его родных, которые могли бы пролить свет на события 1943 года через призму своей памяти.

– Не ошибочна ли твоя версия? – спрашиваю Романова. – Ведь в документах фигурирует город Витебск – там по данным военкомата похоронен Печеркин, из района Витебска возвратился в полк и Камышный…

– Сколько тебе объяснять.., – заведется Романов. – В небе сто километров – «не крюк». Район – понятие растяжимое. Если в штопор не сорвется, то бомбардировщик – он же не истребитель – с высоты пройдет по касательной километров пятьдесят. Соображай… Да и потом… Это же только версия…

Есть у следопыта Романова еще один незавершенный поиск. О случае, произошедшем в деревне Соино, нам рассказали сами очевидцы, которым было во время войны по 10–12 лет.

Мишка, Лешка, Егор да Филька – деревенские ребята. Лешка и Филька – братья, а Мишка с Егором – родственники. И все они вместе – родственники, потому как жили в деревне с названием Соино и деды их, и прадеды, и деды их прадедов. Все с тех пор перемешалось в родстве. Кто-то кому-то брат двоюродный, кто-то родня в четвертом колене, кто-то «седьмая вода на киселе», но вся деревня – родственники.

Война прибавила забот ребятишкам. Считай, каждый из них в семье теперь за хозяина был – отцы-то на фронте. Вот и сегодня кто где, но все в работе. Лешка, Филька и Егор в лесу дрова заготавливают, а Мишка по хозяйству хлопочет. За ночь навалило много снега, он расчищает дорожку возле дома и в душе смеется над своими товарищами: нашли время в лес идти, когда из дома не вылезти.

А друзьям его время дорого: скорее дров заготовишь – подольше погуляешь. Да и снег этот весенний. Не гляди, что много его, а отойдут ночные заморозки – и уменьшатся сугробы, пригреет солнышко – и сбегут они веселыми ручейками в озеро Сверзно. Не зря поторапливали ребят их матери. Смотрите, говорили, надо с дровами управиться, пока снег есть, пока наст крепок. Ребята понимали это и хорошо усвоили, что каждый в семье – надежда, что, кроме них, никто не сделает этой работы, потому что некому больше ее делать.

Шла уже вторая половина дня. Снег превратился в мокрую вату. Внешне он был белым, а поднимешь упавшую ветку, и оставался на снегу ее след, заполненный талой водой.

У ребят был перерыв. Отдыхали. Лешка достал из кармана жестяную банку, открыл ее, насыпал на бумажку щепотку самосада, обвел взглядом товарищей, сидевших рядом на поваленной березе, протянул им банку. Те отвернулись.

– Ну, коль не хотите… – и зашагал к костру.

Но прикурить Лешке не удалось. Не пройдя и пяти шагов, он остановился и замер. Прислушались и ребята. Откуда-то с юга, от Пустошки, доносился шум мотора самолета. Ребята видели, как он маленькой точкой полетел в сторону станции Брыканово, потом развернулся и пошел на посадку. Прямо на лед озера Сверзно. А на крыльях – звездочки.

– Там же немцы, – вдруг выпалил Филька. – Немцы же в деревне, –и он первым сорвался с березового бревна, на котором сидел, побежал по сырому снегу. За ним – друзья. Мальчишки бежали к озеру, чтобы предупредить летчика о грозящей ему опасности.

– Дяденька, улетай, тут немцы! – кричал выбившийся из сил Егорка. Но летчик не слышал их, он стоял на крыле самолета и махал рукой.

Вдруг, будто пастушечий кнут, щелкнул выстрел. Ребята остановились. Летчик быстро залез в кабину «ястребка», дал газ.

Самолет развернулся, сделал круг по льду и вырулил на прямую для взлета. Только сейчас ребята заметили, что из деревни к самолету уже бегут немцы, а с другого берега, от деревни Брыканово, вереницей спускаются к озеру фашистские лыжники.

– Теперь не догонят, теперь улетит, – шептал Филька, наблюдая, как самолет отрывается от льда и … вдруг падает в снег.

– Колесом зацепился, – рассуждает Лешка. – Много снега намело, слишком высокие сугробы.., да еще этот наст…

Летчик сделал еще одну попытку взлететь, но безуспешно. Самолет не набирал скорость, остановился на льду, летчик выскочил из кабины и побежал.

– Куда бежит?! Куда бежит?! – снова сорвались с места ребята. – Там же река!

До летчика оставалось совсем недалеко. Ребята видели, как он подбежал к краю льда, как упал. Они спешили к нему. Добежали. Летчик лежал на самой кромке льда. На дне озера, в полоске, промытой водами реки, медленно плыли обрывки каких-то бумаг, а на снегу, под головой летчика, все больше и больше вырисовывалось багряное пятно.

– Застрелился, – промолвил Егорка.

Ребята оттащили тело летчика подальше от промоины. Тут подоспели немцы, погрузили его на санки и увезли в деревню, в штаб…

– Сижу я дома, – рассказывал друзьям Мишка. – Вдруг – самолет. Выбегаю на улицу, а он кружит, кружит… Звезды на крыльях. И к озеру. Сел. Летчик вылез, машет мне рукой. Мол, иди ко мне, Мишка, покажи, где тут фашистский штаб… Только я к нему направился, повар фрицевский, что за водой на озеро ходил, выскочил из хаты да как пальнет из винтовки. Ну, понятное дело, летчик обратно в самолет и из пулемета по повару тра-та-та-та-та.

– Заливай…, – в один голос прервали Мишку друзья, – мы же первые прибежали…

– Так это вы его из речки вытаскивали? А я думаю: кто там вперед меня успел? – ничуть не смутился Мишка.

Утром староста и комендант делили одежду летчика. Кому-то досталась гимнастерка, кому-то – унты.

А самолет так и стоял на льду. Немцы почему-то боялись к нему подходить и приказали проверить самолет троим пленным советским танкистам, которые работали у них на кухне. Один из них, по имени Андрей, влез в кабину, завел двигатель, с минуту посидел, дал газ, но лопасть воздушного винта была изогнута, и он не создавал необходимой тяги. Только после этой проверки немцы убрали самолет со льда озера.

Местные жители похоронили летчика на кладбище. Ни имени, ни фамилии его никто не знал, потому что в планшете не было ни единой бумажки – летчик все порвал и выбросил в воду.

С приближением фронта судьба разбросала ребят. Все жили теперь далеко друг от друга. Мишка оказался в деревне Малые Гвозды и о друзьях своих ничего не знал. И вот однажды, через год после случая в Соине, повторился почти аналогичный, но в Гвоздах. Тоже был самолет, убитый летчик, но была у летчика фамилия, которую сохранили его документы, – Никитин Владимир Васильевич.

С тех пор прошло полвека, и в памяти Михаила Григорьевича Белобокова эти два эпизода слились в один.

– Не помню который, но точно знаю, что один из летчиков – Никитин, – говорил он нам при встрече.

– Прояснила ситуацию наша поездка в деревню Малые Гвозды.

– Да, помню, – сказала нам Татьяна Васильевна, одна из старейших жителей деревни. – Было такое, падал самолет. Я и фамилию летчика знаю – Никитин. Его самолет в Гвоздах упал.

Вот ведь как иногда случается – не хуже архива порой выручает следопыта людская память. Но без архивных данных нет целостности картины происходившего, поэтому в поиске нельзя пренебрегать ничем. Докладная о потерях 293-го истребительного авиаполка доносит до нас события того дня: «28 февраля 1944 года младший лейтенант Никитин Владимир Васильевич в составе четверки ЯКов сопровождал Илы-2 в район Нащекино. В 12 часов 45 минут завязали воздушный бой с четырьмя ФВ-190. Из боя не вышел».

О летчике же, что похоронен в деревне Соино, известно совсем немного. Был он в звании сержанта. Но зацепочки пока никакой, хотя Романов думает иначе:

– Недавно у меня в работе было девять летчиков-истребителей, погибших на территории района. – делился мыслями Михаил Николаевич. – Известен случай, известны обстоятельства, нужно все расставить по своим местам, узнать, кто в каком самолете и где погиб. Четыре самолета и четыре летчика я уже «связал». Осталось пять. Так что найду и этого сержанта.

Еще один поиск, сначала для меня непонятный, затеял Михаил Николаевич по собственной инициативе. А разыскивал Романов летчика Леонида Никитовича Хрущева – сына человека, который был руководителем нашего государства. Разыскивал, не зная, что тот погиб во время войны, разыскивал, будучи не знаком с газетными публикациями об этом человеке.

Оказывается толчком для изучения боевого пути летчика Хрущева послужило не то, что он был сыном Никиты Сергеевича, а тот факт, что 28 июля 1941 года летчик 134-го авиаполка 46-й авиадивизии при вынужденной посадке самолета СБ в районе деревни Пестово (это 40 км севернее Великих Лук) сломал ногу, а штурман самолета лейтенант Камалягин Иван Федорович – погиб.

– Именно потому и начал искать, что сын Никиты Хрущева воевал на Псковщине, оттого его судьба и вызывала интерес, – объяснял следопыт. – Этот факт нашел свое отражение в архивной справке, где сообщалось, что Леонид Хрущев находился на излечении в госпитале с июля 1941 года по март 1942 года, а после выздоровления по личной просьбе был направлен на обучение полетам на самолете-истребителе.

19 декабря 1942 года летчик Хрущев был назначен командиром звена 18-го гвардейского истребительного авиаполка.

В этот полк он пришел уже будучи кавалером ордена Красного Знамени.

Приказ
войскам Западного фронта №0192
21 февраля 1942 г.
Действующая армия

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю:

…Орденом Красного Знамени

12. Лейтенанта Хрущева Леонида Никитовича, старшего летчика 134-го скоростного бомбардировочного авиационного полка.

Командующий войсками Западного фронта генерал армии Жуков
Член Военного Совета Западного фронта Хохлов

К моменту представления к награде командир экипажа СБ лейтенант Хрущев имел 12 боевых вылетов. Уже 6 июля 1941 года он храбро дрался с истребителями противника. Вероятно, разочаровавшись в маневренности скоростного бомбардировщика, он и решил переучиваться на летчика-истребителя.

А вообще стаж летчика Леонид Хрущев исчислял с 4 июля 1940 года, когда маршал Тимошенко подписал приказ о присвоении ему и другим курсантам, окончившим Энгельскую военную авиационную школу, звания лейтенант.

…11 марта 1943 года уже старший лейтенант Хрущев погиб в воздушном бою в районе населенного пункта Жиздра Калужской области. Вот описание последнего боя летчика Леонида Хрущева. 11.3.43 г. девять ЯК-7 18-го гвардейского истребительного полка, ведущий группы капитан Макаров, в 12 час. 13 мин. вылетели на боевое задание по истреблению авиации противника в районе Дубище, Макаровка, Ясенок. В районе истребления противника встретили восемь ФВ-190 на высоте 2000–3000 метров, которым навязали воздушный бой. Воздушный бой происходил тремя группами. Первая группа: ведущий – ст. лейтенант Заморин, ведомый – ст. лейтенант Хрущев, в 12 час. 15 мин. на высоте 3000 метров в районе Мухитевский вела воздушный бой на виражах против двух ФВ-190. Заморин засел одному ФВ-190 в хвост, с дистанции 50–70 метров дал несколько очередей и сбил его. ФВ-190 по наблюдению экипажей, горящий, упал в районе Мухитевский. В момент, когда производил атаку Заморин, один ФВ-190 зашел в хвост Хрущеву. Заметив его, Заморин пошел на помощь Хрущеву и дал очередь с дистанции 300 метров по атакующему ФВ-190. Самолет противника отвалил и ушел со снижением. Хрущев в этот момент с резким снижением 65–70 градусов пошел вниз в районе Мухитевский. Заморин, преследуя атакующий ФВ-190, потерял Хрущева…

В этом бою ЯКи сбили 3 вражеских самолета. С боевого задания не вернулся летчик ст. лейтенант Хрущев. Его самолет упал за линией фронта в 5–6 км северо-восточнее г. Жиздра…

– А дальше.., – вспоминал следопыт Романов, – дальше судьбой старшего лейтенанта Хрущева стали интересоваться многие. В принципе я-то прекратил поиск только потому, что Жиздра далеко от Пустошки, а ездить в командировки накладно. А потом уже и вовсе остыл, потому что, увидев газетные публикации, понял, что, если уж за дело взялась «Комсомольская правда», то вопрос будет решен. В апреле 2000 года в этой газете был материал о Леониде Хрущеве. Но, представляешь, не нашли. Не было потом материалов о результатах экспедиции…

А через пять лет, в год 60-летия Победы, в эфир вышла телепередача, рассказывавшая о сыне Н.С. Хрущева.

– Интересная передача, – отзывался Романов, – все красиво: повествование, съемка, – но как только речь дошла до поиска – ни фотографий, ни съемок, лишь слова о том, что нашли место гибели. Сомневаюсь.., думаю, не один я сомневаюсь...

Понимаешь, эта передача как бы ставит точку в поиске, мол, нашли, не суетитесь, ребята. А доказательств нет...

В принципе Романов, думаю, сожалеет о том, что не махнул однажды в Жиздру. И хотя поиск этот вроде бы уже и не его забота, ведь получил он широкую огласку и сотни поисковиков тоже пытаются докопаться до истины, найти место падения самолета и ответить на все вопросы, но, нет-нет да и вспомнит Михаил Николаевич о старшем лейтенанте Хрущеве. Значит, думает следопыт, «вычисляет» и считает этот поиск своей нерешенной задачей.

Недавно обстоятельства вновь свели Романова с темой гибели летчика Хрущева. Из Смоленской области, с берегов реки Угры, он получил известие о том, что неподалеку, около деревни Фоминское, находится самолет, который пилотировал в своем последнем полете летчик по фамилии Хрущев. Руководством Федерации авиареставраторов России Романову было поручено проверить эту версию.

Человека, выдвинувшего ее, звали Анатолием. Он родом из тех мест и в детстве слышал о том, как взрослые рассказывали, будто немецкие истребители взяли наш самолет «в клещи» и заставили его произвести вынужденную посадку. Посадка не получилась, самолет рухнул в болото. А еще запомнилось, как все говорили, что летчиком на этом самолете был сын самого Никиты Сергеевича.

– От Жиздры это километрах в ста двадцати, – вслух размышлял следопыт Романов. Все может быть, но вернее всего можно найти в этих местах экипаж из «Нормандии». Французские летчики тоже воевали здесь и в районе Спас-Демянска потеряли три экипажа. Случилось это 13 апреля 1943 года.

Когда приступили к раскопкам, пробравшись через все «прелести» болота, поисковиков начали посещать любопытные. Так бывает всегда, когда недалеко от места раскопок находится населенный пункт. По разному поводу приходят люди «позевать», помочь, помешать, провести время. Пришел Анатолий, рассказал, как он «раскручивал» эту историю и довел ее до интереса руководства ВВС. А оттуда уже все покатилось вниз, до исполнителей.

Потом приехало руководство смоленских поисковиков: а чегой-то вы здесь делаете, или на Псковщине самолетов мало? Мы сами думали подымать эту машину.

Чуть позже наведались к раскопу лесники-охотоведы, пронюхавшие, что кто-то копает, думали, что свои, смоленские, которым они место падения самолета показывали, ан нет – скобари. Походили, посмотрели, поняли, что раскопками занимаются серьезно, и рассказали о местах падения других самолетов.

Позже все улеглось, и возле ямы из помощников остались Анатолий, глухонемой из д. Фоминское и глава местной администрации. Анатолий не терял надежды, что самолет действительно сел на вынужденную, то есть скорость была погашена, и он здесь, рядом, в метре от поверхности, и почти целый. Но прокопали уже два метра в глубину, три, и он понял, что надежды на целехонькую машину рухнули. Да и не было запаха, подтверждающего, что здесь погиб летчик. Разочаровался Анатолий – ушел.

Как ни странно, самым интересным «рассказчиком», знавшим историю этой самой ямы, оказался глухонемой. В один из перекуров он глазами и жестами, как мог, поведал о том, что раскопками в этом месте занимались еще в начале 60-х, когда мелиорировали болото. Трактористы решили удовлетворить свой интерес, покопались в воронке ковшом экскаватора, вытащили обломки крыльев, плюнули, выпили, – это было воспроизведено глухонемым очень выразительно, – и уехали. Потом, когда началась заваруха вокруг имени Хрущева, к месту падения самолета прибыла группа специалистов МЧС. Хорошо экипированные, в водолазных костюмах, они даже и не пытались нырять – было бесполезно, так как мох за долгие годы накрепко «запечатал» воронку. Делать нечего, плюнули, выпили, уехали.

Позже была еще одна экспедиция – щупами поторкали воронку, металла не достали, разочаровались, плюнули, выпили, уехали. Так что это четвертая экспедиция – дал понять окружающим глухонемой.

Ну, сказки сказками, а работать надо. Снова спустились в раскоп. Вода прибывает, болото сдавливает опалубку. Страшно, но до двигателя меньше метра. Вот и кабина.

– Гармонь, – с сожалением охарактеризовал кто-то ее состояние. – А это что? Парашют? – подняли парашют. – Ба! Да тут и летчик…

В практике Романова это был первый случай, когда останки летчика увидели прежде, чем почувствовали запах. В карманах гимнастерки погибшего пилота обнаружили кандидатскую карточку, вещевую книжку офицера Красной Армии, записную книжку, удостоверение личности на имя уроженца Куйбышевской области Михаила Павловича Грибова. Судя по тому, что на обломке фанеры от фюзеляжа ЯК-1 были нарисованы две звездочки – сбитые самолеты противника, – летчик не был новичком в воздушных боях.

Как выяснилось немного позже, за мужество и героизм, проявленные в боях, младший лейтенант Грибов М.П. был награжден орденом Красного Знамени, но награду не получил, погиб 3 мая 1943 года.

Наградной лист

  1. Фамилия, имя, отчество: Грибов Михаил Павлович.
  2. Воинское звание: мл. лейтенант.
  3. Должность, часть: пилот–старший 162 Истребительного авиационного полка. Представляется к ордену «Красное Знамя».
  4. Год рождения: 1919.
  5. Национальность: русский.
  6. Партийность: к-т ВКП(б)– 42 г.
  7. Участие в боях (где, когда): в Отечественной войне.
  8. Имеет ли ранения и контузии: не имеет.
  9. Чем награжден (за какие отличия): не награждался.
  10. Каким РВК призван: Митищенским, Московской области.
  11. Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес семьи: г. Томск, проспект Фрунзе, 75, кв. 1.

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг: на фронте Великой Отечественной войны находится с января 1942 года. За период боевых действий показал себя мужественным и храбрым воздушным бойцом. Боевые задания командования выполняет честно и добросовестно, за что имеет ряд благодарностей от командования. Произвел 108 боевых вылетов на разведку и фотографирование, прикрытие своих войск и сопровождение штурмовиков. Имеет 8 воздушных боев с самолетами противника, где проявлял себя инициативным, напористым и волевым летчиком. Хорошо выработаны чувства взаимной выручки в бою.

10 февраля 1943 года при выполнении боевого задания подбил самолет противника Хш-126. Выполняя задание по разведке и фотографированию, всегда привозил ценные полные данные о противнике. Под его непосредственным прикрытием сфотографирована оборона противника на участке 5 Армии, а также и те объекты, которыми интересовалось командование 5 Армии.

5.4.43 года в составе пары при выполнении боевого задания по прикрытию района выгрузки самолетов «Дуглас» и в районе Новая Гута завязали воздушный бой с 4 самолетами противника ФВ-190. несмотря на двойное численное превосходство вражеских истребителей, младший лейтенант Грибов в упорном бою сбил ФВ-190, а остальные, не выдержав смелых атак наших истребителей, обратились в бегство. За сбитый ФВ-190 получил денежное награждение.

8.4.43 года в составе пары, выполняя боевую задачу по прикрытию переправы через р. Днепр, встретили ХШ-126, корректирующего стрельбу артиллерии противника, младший лейтенант Грибов в паре с ведущим атаковал его и после продолжительного боя сбили, XIII-126 врезался в землю в 2–3 километрах западнее Дорогобужа. Младший лейтенант Грибов в бою смел и отважен.

Достоин правительственной награды ордена «Красного Знамени».

Командир 162 ИАП майор (Коломин)
18.4.43 года.

Заключение вышестоящих начальников: младший лейтенант тов. Грибов достоин награждения Правительственной наградой орденом «Красное Знамя».

Командир 309 ИАП подполковник Гейбо

Об этом, как и об обстоятельствах гибели летчика, Романов узнает после поездки в архив. А пока, сидя в раскопе на семиметровой глубине, он прилаживал трос лебедки к двигателю. Надо проверить и номера, думал поисковик, документы, конечно, штука неопровержимая, но в каждом деле должен быть порядок. Через полчаса двигатель номер 86-31 уже лежал на поверхности, обдаваемый упругой струей воды из помпы.

А другая помпа, высасывавшая из воронки ил, «выплюнула» капсулу смертного медальона. Развинтили, развернули–«сержант Грибов Михаил Павлович…». Еще одно подтверждение.

Останки летчика, личные вещи и парашют забрал военком, сказав, что хоронить его будут сами, а предметы пополнят экспозицию местного музея. А поисковики вместе с жителями Фоминского соорудили памятный знак на месте гибели летчика, загрузили в машину оборудование и двигатель, чтобы вывезти его из Потаповского болота, и… через три метра ГАЗ-66 провалился в торф по самый кунг.

– Говорил же, что надо тащить двигатель на тросе.., – прошипел Романов.

– Так в землю бы зарылся.., – возразил кто-то. Но все сомнения и споры развеял появившийся откуда-то военком и начальник милиции.

– Так, все сдать по акту, – скомандовали они. Сдали. Выкатили двигатель и оставили его в болоте, сами же выехали только к ночи. Решили выспаться до утра в деревне и на следующий день ехать домой…

А погиб Михаил Грибов так. Третьего мая 1943 года шестерка ЯКов получила задание сопровождать бомбардировщики ПЕ-2 на железнодорожный участок Ельня–Павлиново. Боевое задание выполнили. Бомбардировщики потерь от истребителей противника не имели. На обратном маршруте два ЯК-1, старшего лейтенанта Батурина и младшего лейтенанта Грибова, были атакованы двумя МЕ-109, выскочившими из облаков. Самолет Батурина был подожжен, сам Батурин, будучи ранен, выбросился с парашютом. Ведущий старший лейтенант Адольф, заметив атакующие самолеты противника, пошел наперерез и произвел две заградительные очереди. В это время из облачности выскочили два ФВ-190, которые начали преследовать Адольфа.

Грибов после атаки его двумя МЕ-109 перешел на бреющий, встретил Ю-88, шедший курсом 270 градусов, атаковал его в лоб и сбил. Самолет упал в районе деревни Холм. При выходе из атаки самолет Грибова был атакован и сбит одним из самолетов противника, врезался в болото в районе деревни Холм.


Кандидатская карточка летчика 162-го ИАП, мл. лейтенанта Грибова Михаила Павловича.

Все четыре самолета противника начали атаковывать ведущего Адольфа. Развернувшись в одном из моментов боя на 180 градусов, Адольф сбил один ФВ-190, который упал в районе станции Баскаковка. Сам Адольф, имея повреждения в воздушном бою, произвел посадку на фюзеляж в районе станции Баскаковка. Летчик сержант Сычев наблюдал разрывы бомб, сброшенных ПЕ-2 на железнодорожное полотно.

В результате сбито: один ФВ-190 и один Ю-88. Наши потери: три ЯК-1 и младший лейтенант Грибов.

Наземные войска подтвердили, что самолет Грибова упал в болото и находится на глубине 6–8 метров. Романов подтвердил это через 63 года. Есть в боевой биографии летчика Грибова интересный факт. В марте 1943 года 162-й авиаполк входил в состав 309-й истребительной авиадивизии. В этот период Грибов летал на боевые задания вместе с Героем Советского Союза Ю.И. Гороховым, на борту самолета которого была надпись «Александр Пушкин».

Двадцать пятого сентября 2006 года, в день 63-й годовщины освобождения Смоленщины, останки летчика Грибова были преданы земле.