В 1994 году, в преддверии 50-летия Великой победы, Романов, вернувшись из архива, рассказал мне о том, что в нашем районе в мае 1944 года погиб летчик по фамилии Васин.
– Знаешь, сколько орденов было у него на момент гибели? Четыре: Красной Звезды, два – Красного Знамени и плюс к тому Александра Невского, – рассказывал Михаил. – Жаль только, что не успел просмотреть все документы о нем. Работал с картотекой награждений и там встретил эту фамилию. Нашел попутно сообщение о том, что погиб он 15 мая 1944 года в воздушном бою около деревни Линец, а похоронен в Изоче – это уже Невельский район. Естественно, знаю, что был в звании майора и служил в 4-м истребительном авиаполку, который входил в 11-й смешанный авиакорпус. Был помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе.
Чувствовалось, что Романов загорелся этим поиском. Ему очень хотелось установить место падения самолета. А располагалось оно, судя по имеющимся сведениям, почти рядом с городом. Ну, думаю, не усидит Михаил в Пустошке и неделю – махнет в Подольск. И точно. Он терпел только четыре дня.
– Опять в Москву уехал, – сказала мать. – Зачастил. Наверное что-то интересное в архиве нашел. А может зазноба какая в столице приглянулась, – пошутила она.
Романов возвратился быстро и в хорошем настроении.
– Нашел, – коротко сообщил он о результатах поездки в архив. Деревня Десятино, что была около Линца – там упал самолет майора Васина, там и летчик погиб. Вот документы, посмотри – разберешься.
Из штаба 4-го истребительного авиаполка докладывали командиру авиакорпуса об обстоятельствах и причинах, приведших к гибели майора Васина Александра Ефимовича: «15 мая 1944 года майор Васин вылетел ведущим группы в составе 4 самолетов ЯК-9 на прикрытие своих войск в районе озера Жадро–Пашки–Линец. В состав четверки входили: майор Васин, его ведомый лейтенант Андреев; 2 пара – майор Бугарчев, его ведомый старший лейтенант Сафронов. Придя в район прикрытия, группа заняла заданную высоту – 1300 м., пробарожировав над целью 25 минут, пошли с курсом на запад. В это время из-за облачности со стороны солнца пошли в атаку 8 ФВ-190. Одна четверка атаковала пару Васина и Андреева, а другая – Бугарчева и Сафронова. Майор Васин принял бой на вираже, штопором ушел вниз, за ним последовал и его ведомый, а майор Бугарчев со своим ведомым остался на высоте, завязав бой с парой ФВ-190 на виражах. Другая пара набрала высоту и стала входить в район боя. Бой длился 3–4 минуты. По докладу лейтенанта Андреева, ведомого майора Васина, четверка ФВ-190 расколола пару Васина, последний пошел с набором высоты направо, а Андреев – налево. Андреев ушел от преследования бреющим полетом, Васин же на вертикалях вступил в бой с парой ФВ-190, сбил одного и подбил другого. К этому времени пара, преследовавшая лейтенанта Андреева, подошла к майору Васину и с хвоста атаковала его. В результате атаки Васин был убит прямым попаданием снаряда в спину под лопатку со сквозным выходом через грудную клетку.
При выяснении на месте, где происходил воздушный бой, по рассказам офицеров наземных частей, наблюдавших бой, установлено, что бой действительно проходил так, как докладывают вернувшиеся экипажи.
Место падения самолета майора Васина – юго-западная окраина населенного пункта Десятино, сбитого им самолета – северо-западнее населенного пункта Логуново».
Затем по тому же поводу докладную представил ведомый майора Васина старший летчик лейтенант Андреев Н.П.
Докладная
старшего летчика лейтенанта Андреева Н.П. командиру 4 ИАП
д. Изоча 18 мая 1944 года
15 мая 1944 года я вылетел на прикрытие своих войск в район озера Жадро, Пашки, Линец в группе майора Васина – его ведомым. Группа состояла из четырех экипажей. По приходе на цель мы на высоте от 1500 до 800 м. баррожировали в течение 25 минут, после чего на высоте 3500 м. за облаками, со стороны солнца, появилось 10 ФВ-190. В это время мы делали разворот в сторону линии фронта на высоте 800 метров. Пара майора Бугарчева находилась слева от нашей пары и сзади. Майор Васин ожидал их и шел со скоростью 300 км/ч. В это время из-за облачности стали появляться самолеты противника. Васин передал по радио: «Слева от нас и выше самолеты противника, будьте внимательны! Спокойно!» В это время шестерка ФВ-190 атаковала нас сверху сзади. Проскочив пару Бугарчева, Васин и я развернулись им в лоб и приняли лобовую атаку. В это время Бугарчев связал боем остальную четверку. Ввиду малой скорости мы с Васиным стали в левый вираж и сделали 4 виража. ФВ-190 атаковали нас с прямой сверху, затем Васин, сделав один виток, пошел на боевой разворот, я последовал за ним. В это время меня атаковала пара ФВ-190, Васин развернулся на них, и они ушли переворотом вниз. В это время я выбил одного из хвоста ведущего, второй ушел на боевой разворот. Затем Васин атаковал ту пару, которая ушла вниз. Я шел слева от него. Тогда нас атаковала верхняя четверка, и мы стали в левый вираж на высоте 800 метров. Делая вираж, мы оба свалились в штопор, на высоте 300 м. Мы вывели и обратно стали делать разворот левый с креном 30 градусов и снова подверглись атаке ФВ-190. Они шли пара за парой сзади. Я сразу круче развернулся влево и пошел в лоб на ФВ-190, а майор Васин развернулся правым боевым разворотом. За ним пошла пара самолетов противника. Я развернулся и хотел отбить эту пару, но в это время сзади был атакован парой ФВ-190. Я стал в правый вираж. В это время майор Васин вел бой с четырьмя самолетами выше меня в стороне. Затем, делая вираж, я снизился до бреющего полета, а ФВ-190 ушли вверх в сторону, тогда я пошел им в лоб. После того, как проскочили, пошел на боевой разворот и, оказавшись над озером Орлея, я стал набирать высоту с целью свалиться на фоккера сверху, со стороны солнца. Набрав высоту 3000 м. из-под солнца я пошел со снижением в район Тимоново (там шел бой), снизившись до 1000 м., я там никого не нашел, после чего опять горкой набрал высоту 2500 м. и стал искать свою группу, но не нашел. Затем вышел на дорогу Невель–Пустошка севернее Усть-Долысс и обратно развернулся на линию фронта. Так проделал два раза, но своих не нашел. Время прикрытия вышло, тогда я пошел на свой аэродром, где произвел посадку. Бугарчев с парой уже были на аэродроме.
Андреев
Привез Михаил Николаевич и копию наградного листа на награждение майора Васина орденом Александра Невского.
Наградной лист
В Великой Отечественной войне Советского народа против немецких оккупантов участвует с 22.06.41 года. За время боевой работы на фронтах Отечественной войны произвел 155 боевых самолетовылетов, в воздушных боях лично сбил 11 самолетов противника и 2 в группе.
С июля месяца 1941 года по июль 1943 года майор Васин работал командиром эскадрильи, с работой справлялся отлично, грамотно руководил боевой работой АЭ. За этот период его эскадрилья произвела 1182 боевых самолетовылета, в воздушных боях уничтожила 37 самолетов противника. Летный состав майора Васина в боях за Сталинград показал стойкость и геройство, примером служил сам майор Васин, сбивший под Сталинградом три Ю-88, два ФВ-189, один МЕ-109 и в группе 2 самолета ФВ-189. В боях за Сталинград майор Васин воспитал ряд отличных воздушных бойцов. За отличную боевую работу и лично сбитые 9 самолетов противника командир АЭ майор Васин награжден двумя орденами Красного Знамени.
После награждения с июля месяца 1943 года майор Васин работает помощником командира полка по ВСС. За этот период боевой работы майор Васин показал отличные результаты подготовки вооружения на самолете ЯК-9. Правильно обучает летный состав ведению огня в воздушном бою и по наземным целям, что способствует летному составу отлично выполнять боевые задания.
За период Брянского фронта летчиками полка сбит 81 самолет противника и на 2 Прибалтийском фронте 29 самолетов противника. С 12.01.1944 по 24.02.1944 года майор Васин командовал оперативной группой с аэродрома засады вблизи линии фронта под непосредственным воздействием авиации противника и вражеских артобстрелов. Несмотря на трудности группа «охотников» под командованием майора Васина произвела 86 боевых успешных вылетов. Из них на разведку – 17, на прикрытие своих войск – 12, на перехват и охоту – 57.
За этот же период группа провела 8 воздушных боев, в результате которых сбито 5 самолетов противника. Свои потери: летчиков – 4, самолетов – 4.
За период боевой работы на 2 Прибалтийском фронте майор Васин лично произвел 26 боевых вылетов, 3 воздушных боя, в которых лично сбил 2 самолета противника, на которые имеются письменные подтверждения и находятся в деле 5 штаба части.
За умелое прикрытие штурмовиков майору Васину объявлена благодарность Приказом Командующего 15 ВА № 089 от 1.04.1944 года.
За образцовое руководство боевой работой эскадрильи, оперативной группой с аэродрома засады, за отличную подготовку вооружения самолетов ЯК-9, огневую подготовку летного состава, за лично произведенные 26 боевых вылетов и 2 лично сбитых самолета противника майор Васин достоин представления к правительственной награде ордену Александра Невского.
Командир 4 ИАП полковник Миронов
17 апреля 1944 года.
Достоин правительственной награды ордена Александр Невский
Командир 11 САК генерал-майор авиации Данилов
21.04.1944 года
Награжден орденом Александр Невский – приказ 15 ВА № 20/н от 30 апреля 1944 года.
Далее поиск развивался по уже известному сценарию. Романов продолжал собирать сведения о летчике-истребителе майоре Васине.
Красноармейская газета «На страже Родины» 4 апреля 1944 года сообщала о том, что «четыре истребителя, ведомые майором Б.М. Бугарчевым, сопровождали шестерку штурмовиков капитана Капустина. Над целью группа была атакована четырьмя ФВ-190. Майор А.Е. Васин и его ведомый лейтенант Г.И. Казаченок сбили по одному гитлеровцу. Группа без потерь вернулась на аэродром…»
Одновременно следопыт Романов проводил работу по поиску родных погибшего летчика. Генерал-майор Яштаков, Донецкий областной военный комиссар, сообщил, что жена А.Е. Васина умерла в 1982 году, а его сын, Васин Эдуард Александрович, в Донецкой области не проживает.
Естественно, Михаил Николаевич не знал, сообщено ли родственникам о гибели Васина, знают ли они, где он погиб.
Сомнения следопыта вскоре развеялись. Из Макеевки пришло письмо от Татьяны Карповны Клочковой, такого же, как Романов, следопыта-исследователя, только значительно старше Михаила. Татьяна Карповна познакомилась с Михаилом Романовым в 1995 году, когда он разыскивал родственников воздушного стрелка-радиста Афанасенко, погибшего в нашем районе около деревни Бордино. Через объявление о розыске, опубликованное в газете «Ветеран», они списались, и Романов узнал, что Т.К. Клочкова устанавливает судьбу летчика Жукова и его невесты Веры Жемеровой. Она предложила Михаилу Николаевичу заняться этим поиском, поскольку летчики – его профиль. В ответ Татьяна Карповна помогла Романову разыскать родных майора Васина и прислала целую бандероль с копиями писем и документов, которые передали ей родственники отважного летчика. Таким образом поиск Михаила Николаевича продвинулся вперед. Следует сказать и о том, что поиск Татьяны Карповны тоже не был безрезультатным. Оказалось, что летчик Жуков погиб во время войны, а Вера Жемерова все послевоенное время проживала в Макеевке. Этот факт обнаружился уже после смерти Жемеровой. Так что в поиске бывает всякое: ищем, порой, человека далеко, а он живет, оказывается, на соседней улице.
Из присланных материалов заслуживают внимания все. Вот справка об окончании Сталинского аэроклуба ОСОАВИАХИМа, где указано, что курсант Васин совершил 90 самостоятельных полетов и пробыл в воздухе 29 часов 30 минут. А вот комсомольская характеристика на курсанта второго отряда первой эскадрильи Военной Школы Летчиков и Летнабов им. К.Е. Ворошилова тов. Васина Александра Ефимовича: «Член ВЛКСМ с 1930 года. По происхождению рабочий. Стойкий, выдержанный комсомолец. В комсомольской жизни звена принимает активное участие. Поручения комсорга выполняет. Взятые на себя соцобязательства выполняет. Через соцсоревнование добился хороших успехов в дисциплине и УБЦ. Как старшина группы пользуется хорошим успехом среди своих подчиненных и курсантской массы. Решения 17-го съезда партии усвоил на хорошо и проводит их в жизнь. Комсомольских взысканий нет.
14.9.34 г. Комсорг Белик».
«Аттестация за период с 1.1.39 по 15.3.40 г. на командира звена 15-го истребительного авиационного полка старшего лейтенанта Васина Александра Ефимовича: идеологически выдержан. Морально устойчив. Предан делу партии Ленина–Сталина и Социалистической Родине… За 1939 год является передовиком учебно-политической подготовки части. В настоящее время работает штурманом эскадрильи, с работой справляется хорошо… Отличный летчик-истребитель. Летает даже в сложных условиях до Н-9000 м на шести системах истребителей. Общий налет 501 час… Техника пилотирования на самолетах И-16 и И-153 отработана отлично…
Вывод: достоин продвижения на должность помощника командира эскадрильи с присвоением воинского звания капитан во внеочередном порядке».
Далее – письма с фронта. Сначала их писал сам А.Е. Васин, затем его боевые друзья сообщали о смерти летчика.
Среди писем есть отправленные из д. Изоча Невельского района и из города Невеля с приглашением приехать на могилу погибшего летчика.
Еще о майоре Васине мы узнали из публикации его бывшего однополчанина А. Журавлева и из архивных документов, описывающих тот бой.
Он любил Родину
С летчиком-истребителем Александром Ефимовичем Васиным я познакомился в июне 1942 года на Воронежском фронте. В воздухе и на земле шли ожесточенные сражения. Наши истребители почти непрерывно патрулировали в воздухе, смело завязывали бой, ожесточенно дрались с немецкими стервятниками.
Особенно отличались летчики эскадрильи, которой командовал капитан Александр Васин.
Как-то с командного пункта дивизии передали: «Группа самолетов противника в количестве двенадцати бомбардировщиков «юнкерс-88» и шести «мессершмиттов-110» движется по направлению станции Старый Оскол. Перехватить бомбардировщиков, не дать им сбросить груз на железнодорожную станцию!»
Командир эскадрильи капитан Васин в паре с летчиком Николаем Токаревым вылетели на перехват врага. Набрав высоту, они пришли в район встречи.
Вскоре Николай Токарев увидел на горизонте еле заметные силуэты самолетов.
– Идут! – передал он командиру.
Бомбардировщики приближались. Они не видели наших истребителей, будучи ослеплены лучами восходящего солнца.
Капитан Васин поймал передний бомбардировщик в прицел, нажал на гашетку и длинной очередью ударил по фюзеляжу. «Юнкерс» накренился и, оставляя черный шлейф дыма, круто пошел вниз. Боевой порядок эшелона стервятников нарушился, расстроился. Этого только и нужно было нашим летчикам. Вскоре от огня Николая Токарева еще один бомбардировщик рухнул на землю. Самолеты врага в панике начали сбрасывать бомбы куда попало, не причинив вреда нашим объектам.
На Воронежском фронте капитан Васин был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
В сентябре 1942 года нашу часть, вооружив новой авиационной техникой, перебросили на Сталинградский фронт. Семнадцатого сентября над Сталинградом разгорелись особо массовые воздушные сражения. В одной из жарких схваток капитан Васин сбил самолет «Фокке-Вульф-190», но сам был ранен в глаз. Кровь заливала глаза, он плохо видел, но не вышел из боя, командуя группой до конца сражения. Мобилизовав все свои силы и умение, он совершил посадку на свой аэродром и только после этого потерял сознание.
За умелое руководство групповым боем, смелость и отвагу капитану Васину была объявлена командующим Воздушной армией генералом Хрюкиным благодарность. А через несколько дней на его груди засиял второй орден Боевого Красного Знамени.
Награда Родины придала ему больше бодрости и силы, раны быстро заживали. Летчик рвался на фронт и вскоре его назначили заместителем командира истребительного полка на Брянский фронт.
На этом фронте летчики-истребители под руководством майора Александра Васина сбили в воздушных боях 110 фашистских самолетов. На его груди прибавился еще один боевой орден – Александра Невского.
С января 1944 года, находясь на втором Прибалтийском фронте, майор Васин командовал оперативной группой. Аэродромы засады часто подвергались артиллерийскому обстрелу, штурмовке и бомбежке. Несмотря на трудности базирования, группа «охотников-васинцев» успешно уничтожала самолеты противника, за что получила благодарность от командующего авиационной армией.
15 мая 1944 года майору Васину исполнился тридцать один год. Утром товарищи поздравили его с днем рождения. После боевой работы предполагалось организовать офицерский вечер. Но майору Васину не пришлось быть на торжестве. В тот день он погиб смертью героя.
Короткая, но славная была жизнь у Александра Васина. Он совершил около двухсот боевых вылетов, провел 70 воздушных боев, сбив при этом 13 самолетов лично и в группе – 2. В штурмовых действиях он уничтожил несколько автомашин, паровозов, зенитных батарей, много вражеских солдат и офицеров.
Работая в Архиве Советской Армии, я обнаружил адрес места жительства семьи А.Е. Васина. Долго разыскивал его родственников и наконец получил долгожданное письмо от жены Антонины Васильевны Васиной. Из переписки с женой и братом – Дмитрием Ефимовичем, я узнал, что Александр Ефимович рано лишился отца и матери, был старшим в семье, на его плечи легла тяжелая, но почетная участь – воспитывать младших братьев и сестер. И он с этой задачей справился. Сейчас его братья и сестра работают в городе Донецке. Сын Эдуард – комсомолец, закончил строительный техникум, сейчас работает, имеет семью.
Таким был Александр Васин – парень из Донбасса – пламенный советский патриот, бесстрашный и умелый воздушный боец, коммунист.
Его жизнь – это пример верного служения социалистической Родине, которую он безмерно любил.
А. Журавлев, майор запаса, бывший военком полка.
Теперь выдержка из архивного документа.
Воздушный бой четверки с восемью ФВ-190
15.5.44 г. в районе оз. Жадро
В составе 4-х ЯК-9 – ведущий майор Васин, ведомый лейтенант Андреев; ведущий второй пары майор Бугарчев, ведомый старший лейтенант Сафронов – в период 14.53 – 15.00 15.5.44 г. патрулированием в районе оз. Жадро на Н-1000–800 м. прикрывали свои войска. Высота облачности была 1500–1800 м.,5–6 баллов. После 30 минут патрулирования, когда Васин шел курсом на запад, со стороны солнца, из-за облаков, на пару Васина свалились две пары ФВ-190. А когда майор Бугарчев со своей парой пошел в атаку на эту четверку, – сверху, тоже со стороны солнца, вышли на майора Бугарчева еще 2 пары ФВ-190. Васин сделал вираж и крутой спиралью ушел вниз со своим напарником и там приняли бой, что не было выгодно для ЯК-9 по отношению к ФВ-190. Майор Бугарчев, отбиваясь, вступил в бой с парой ФВ-190 на виражах. Вторая пара из этой четверки ФВ-190 ходила выше, выжидая оторвавшихся самолетов, или когда ЯК-9 пойдет на вертикальную фигуру и окажется без скорости. После нескольких атак пара, с которой дрался майор Бугарчев, и пара, которая была выше, ушли. Внизу боя уже не было.
Результаты боя: майор Васин не вернулся с боевого задания, был сбит в неравном бою, врезался в землю. При этом также был найден в районе падения самолета Васина самолет противника ФВ-190, который, по данным наземных войск, был сбит Васиным.
Вывод: 1. Уход вниз майора Васина со своим ведомым делать было невыгодно, т.к. бой предстояло вести на низкой высоте с превосходящим противником, на самолете ЯК-9 с самолетами ФВ-190.
2. Не использованы нашими самолетами в бою облачность и солнце.
3. Разрыв четверки на пары, что ограничило ведение оборонительного боя.
4. Противник применил при этом двойное превосходство в самолетах – 8-ми ФВ-190 против 4-х ЯК-9, что ранее наблюдалось очень редко.
5. Противник использовал для внезапности солнце, облачность и преимущество высоты, разбил внезапным ударом нашу четверку на пары, достигнув этим успеха».
Никто не может сказать, были ли перечисленные обстоятельства боя ошибками майора Васина, или он умышленно увел четверку противника на низкую высоту. Ясно лишь, что преимущество немецких летчиков было налицо и непонятно, как удалось уйти Бугарчеву.
Еще одно объяснение гибели Васина было предложено следопыту Романову бывшим летчиком 4-го ИАП В.А. Куницыным. Однополчанин Васина рассказал, что майор летал без глаза. Это вполне могло быть, ведь, если верить наградному листу, в одном из боев Васин получил ранение в лицо. Отсюда поле зрения у летчика было значительно меньше. А самолетов противника – четыре.
Казалось бы, обстоятельства гибели летчика Васина стали ясны, но Романов больше верит людям, чем справкам – этому его научили годы поиска. Поэтому Михаил Николаевич начал поиск летчика Бугарчева, тем более, что в послужной карточке нашел запись о том, что подполковник Бугарчев Борис Максимович в запасе направлен в Саратовский ОВК в 1968 году.
Из Саратова пришел ответ, что Бугарчев выехал на постоянное место жительства в Тулу. Из Тулы сообщили, что пенсионер Министерства Обороны Бугарчев Борис Максимович умер 17 мая 1986 года.
Романов переключился на поиск детей Бугарчева. Вскоре откликнулась его дочь Людмила.
«Была приятно удивлена Вашему письму, т.к. думала, что тема войны уже мало кого интересует. Это очень здорово, что Вы этим занимаетесь, – писала дочь прославленного летчика.
О Борисе Бугарчеве есть много упоминаний в книгах о летчиках. Семьдесят шесть сбитых самолетов, шестнадцать – лично, семь боевых орденов – такова мера подвига летчика-истребителя Бориса Максимовича Бугарчева, этого человека – легенды из истории Великой Отечественной войны. Свой первый воздушный бой он принял 22 июня 1941 года в 3 часа 50 минут, тогда же открыл личный боевой счет и в тот же день был ранен. Летчик Бугарчев был активным участником почти всех важных сражений, носивших переломный характер в ходе боевых действий. Ему было суждено остаться в живых и 24 июня 1945 года, чеканя шаг в парадном строю, он думал не только о Победе, он вспоминал своих троих братьев и многих боевых товарищей,ценой собственной жизни приблизивших день и час этого великого события.
Скажу честно, Романова не удовлетворили результаты этого поиска. Но нет виновных в том, что время уносит поколение победителей.
– Поздно мы родились, – сокрушается иногда Михаил Николаевич. – Хотя, всему свое время. И интерес, в большинстве случаев, проявляется к тому, что труднее понять. Вот есть у тебя интерес к тому времени, в котором живешь? Нет. Потому что эта история не такая уж и далекая. А.., – махнет он рукой, – будем искать…»