Цена ошибки

Десять лет прошло с тех пор, как в Пустошкинской районной газете был опубликован материал о случае, произошедшем весной 1944 года в шести километрах от Пустошки. Но только сегодня, по прошествии стольких лет, мы можем поставить точку в этом поиске, потому что буквально год тому назад найдена могила летчика. Хотя тогда, десять лет назад, казалось, что в этом поиске нет ничего сложного.


Летчик 569-й ОААЭС Георгий Новиков.

«В ясный безоблачный день майор Аразиан вылетел на ПО-2 проверить с воздуха маскировку оборонительных позиций войск армии. Самолет вел на небольшой высоте отличный летчик старший лейтенант Новиков, награжденный двумя орденами Красного Знамени. Едва самолет приблизился к переднему краю, его обстреляла зенитная батарея. Один из снарядов попал в мотор, машина загорелась и рухнула юго-восточнее Пустошки. Старший лейтенант Новиков погиб при падении самолета. Майор Аразиан получил тяжелые ожоги и скончался через несколько дней.

Виктор Аразиан был единственным сыном учительницы из Евпатории. Северная часть Крыма к этому времени была уже освобождена от фашистских захватчиков. Мать Виктора успела получить от сына первое письмо. Но ее ответ пришел после смерти Виктора» – это строки из книги Георгия Гавриловича Семенова «Наступает ударная». Автор – генерал-лейтенант, всю войну находился на оперативной работе в 3-й Ударной армии и хорошо знал человека, погибшего недалеко от Пустошки.

В обстоятельствах гибели нет ничего удивительного – летел, сбили – такова хроника почти всех происшествий в воздухе во время войны, но тем не менее случай, произошедший около деревни Заболотно, а на военных картах Заболотье, действительно относился к разряду происшествий и расследовался. Почему? Вот что об этом говорят архивные документы: «Среди погибших …летчик 569-й отдельной армейской авиаэскадрильи связи (ОААЭС – ред.) ст. лейтенант Новиков Георгий Семенович, 11 мая 1944 года в 14.20, Н-70-80 м, на У-2, северо-восточнее д. Заболотье, что в 5 км юго-восточнее ст. Пустошка.

При производстве полета над второй линией обороны наших войск самолет в районе Заболотье внезапно был обстрелян нашими зенитными средствами и первыми залпами был сбит. Самолет загорелся в воздухе, под углом врезался в землю и сгорел на 100 процентов. Летчик сгорел. Майор Аразян (так фамилия указана в документе), оперативный работник штаба 3 Ударной армии, остался жив, получив ожоги, и находится в тяжелом состоянии.

Самолет был сбит своей зенитной артиллерией без предупреждения на Н-70-80 м, удаление от линии фронта – 5–6 км.

Командир зенитной батареи 1391 о полете самолета У-2 в указанном районе предупрежден не был. Самолет У2 № 2669 с двигателем М-22-Д № 03052 как боевая потеря подлежит списанию». Из списка безвозвратных потерь 569 ОААЭС: «…Новиков Георгий Семенович, командир звена, старший лейтенант, 1918 года рождения похоронен в д. Забелеец (Забелевица – ред.) 12 мая 1944 года. Призван Кемеровским ГВК».

Среди наград Георгия Семеновича орден Красного Знамени – награжден 2 ноября 1941 г., второй орден Красного Знамени – 22 июля 1943 года, орден Отечественной войны І степени – 12 мая 1944 года был подписан приказ по 3-й Ударной армии, орден не вручен.

За сравнительно короткое время удалось отыскать дочь старшего лейтенанта Новикова.

«Мы живем вместе с мамой Аграфеной Филипповной и моим мужем в г. Кемерово. Маме 76 лет, мне – 56, – пишет Лилия Егоровна Чеботарева. – Дело в том, что во всех документах он значился как Георгий Семенович, все его так и звали Гоша, Жора. А в свидетельстве о моем рождении он значится как Егор Семенович. Вот поэтому я Егоровна. У нас двое взрослых сыновей, трое внуков… В Москве живут его племянники. Жили, а теперь уже умерли мать, брат и сестра. Есть еще одна родная сестра, которая жила в Смоленской области, но я ничего не знаю о ее судьбе, я никогда с ней не встречалась…

Нам хотелось бы знать точно место и адрес захоронения моего отца. Раз Вы нас нашли, значит сохранилась его могила… У нас есть извещение о его гибели, где указано место захоронения: Калининская область, Пустошкинский р-он, дер. Забелеец (возможно не совсем правильное название деревни, там написано неразборчиво).

Много лет назад мы писали по этому адресу, но ответа не получили и решили, что могилка не сохранилась.

У нас также есть на руках справка о том, что отец награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны І степени. Мы никогда не забывали нашего отца, мужа и деда. В день его гибели (у нас указано 11 мая 1944 г.) мы ходим к памятнику погибшим воинам Кузбасса и возлагаем цветы…»

Далее Лилия Егоровна сообщала некоторые сведения об отце со слов ее матери.

Георгий Семенович Новиков родился в 1918 году в деревне Максимовка Смоленской области. С 1935 года он жил в Прокопьевске, работал на шахте имени Сталина и учился в аэроклубе. В 1938 году его направили в Балашовскую летную школу, после окончания которой вернулся в аэроклуб и работал там инструктором летного дела. В 1939 году был избран депутатом Прокопьевского городского Совета депутатов трудящихся. В 1940 году Георгия Семеновича перевели в Кемеровский аэроклуб, а в октябре 1941 года весь летный состав был направлен на фронт.

«В 1943 году, – вспоминает Лилия Егоровна, – он приезжал домой в отпуск, и я помню, как он качал меня на ноге и кормил шоколадом. Мне было тогда 4 года».

Оказывается, из четверых братьев Новиковых (а всего в семье было 6 детей) двое стали летчиками. Старший брат Георгия Семеновича, Тимофей, служил в бомбардировочной авиации, погиб в 1942 году. Другой брат был танкистом, ранен, вернулся домой без ноги.

О том, как воевал Новиков, о специфической работе летчиков-связистов рассказывают материалы фронтовых газет.

Подвиг пилота

Летчик сержант Новиков летает на маленькой машине У-2. В любую погоду приходится выполнять ему сложные задания по связи.

Совсем недавно сержанту поручили спешно перебросить на самолете одного командира. Экипаж занял свои места и полетели. Маленькая машина спокойно скользила к своей цели. Летчик внимательно наблюдал за воздухом и землей.

Современный сверхскоростной германский истребитель «Мессершмитт-110» появился почти внезапно перед маленьким У-2. Всем известно какой скоростью и вооружением обладает этот стервятник. Опасность для нашего экипажа была явно смертельная.

Фашист сделал первую атаку, Новиков увернулся, сделать посадку было невозможно. С большим искусством увернулся Новиков и от второй атаки стервятника. Гитлеровец еще раз бросился в атаку и опять У-2 ускользнул от удара. Очевидно, израсходовав все боеприпасы, МЕ-110 ушел восвояси.

Сохранив жизнь экипажа, тов. Новиков благополучно привел на свой аэродром изрешеченную машину, выполнив задание.

За смелость и высокое мастерство, проявленное при выполнении боевого приказа, тов. Новиков получил благодарность от командующего.

В. Серов.

Эта статья была опубликована 23 февраля 1942 года. А теперь далее, по хронологии.

Красные соколы

Летчики Леонид Лисин и Георгий Новиков готовились к боевому полету. Десятки раз они бомбили фашистов. На груди Лисина орден Красной Звезды.

В эту ночь им было приказано уничтожить штаб одной части противника, склады горючего и боеприпасов.

В назначенный срок машины были готовы к боевому полету. Лисин и Новиков заранее продумали план бомбового удара.

– Начнем с горючего, – решили летчики. – Пусть нам немцы посветят.

Набрав максимальную высоту, самолеты подходили к цели. Чтобы отвлечь внимание зениток, Новиков на полном газу повернул на юг, а Лисин, выключив мотор, бесшумно устремился к складам горючего.

Бешено залаяли немецкие зенитки по самолету Новикова. Чтобы еще больше ввести в заблуждение врага, штурман Цыбенко открыл пулеметный огонь. Меткими очередями он заставил замолчать две зенитные пушки и четыре пулемета.

Огненная масса оторвалась от земли. Громовой раскат потряс воздух. Это Лисин взрывал бомбами склады горючего. Ярко осветилась огромная площадь вражеских укреплений.

Ошеломленные неожиданностью, немцы беспомощно метались среди пожарища. Новиков поспешил к освещенным объектам. Летчики на выбор бомбили хорошо видимые цели. Возникали все новые и новые очаги пожаров. Горело 30 зданий, 10 автомашин. Так перестал существовать крупный вражеский пункт. Его стерли с земли славные патриоты Родины, двое крылатых.

Старший политрук Г. Цуканов.

Смелые связисты

Пилоту старшему сержанту Новикову было поручено немедленно доставить в одну нашу часть исключительно ответственное донесение, от которого зависело дальнейшее продвижение наших войск. Новиков понимал ответственность задания и внимательно продумал все детали своего полета. Почти три четверти его полета прошли без происшествий, но не долетев несколько километров до финиша, его встретили несколько немецких самолетов.

Что делать? Маневрировать – значит уклониться от курса, открыть ответный пулеметный огонь – значит задержаться, замедлить доставку задания. И Новиков нашел выход. Заметив небольшую площадку, он посадил самолет, подрулил к самому лесу, не выключая мотора, осторожно вылез из кабины и незаметно по лесу побежал с пакетом в штаб. Вовремя доставив пакет, Новиков вернулся обратно к самолету. И был немало удивлен: пять немецких стервятников патрулировали над его самолетом, который оказался неуязвимым и винт по-прежнему вертелся. Оказывается, оставив не выключенным мотор, Новиков, во-первых, отвлек внимание немецких летчиков от себя и благополучно доставил пакет, во-вторых, высосал у них все боеприпасы впустую. И четыре ганса, не добившись результатов, ушли на свой аэродром, а пятый решил сделать еще заход. Воспользовавшись этим, Новиков залез в кабину и дал длинную очередь по пятому, который не решился больше заходить и улетел вслед за четырьмя. Винт все продолжал вертеться. Новиков насчитал 70 пробоин и благополучно привел самолет на свой аэродром.

Старший политрук Г. Цуканов.

Бомбовый удар

Первым поднялся в воздух старшина Лисин. Через несколько минут взлетел старшина Новиков. «Испытанный и упорный народ», – сказал командир, провожая их взглядом.

Заслуженная похвала. За плечами у этих летчиков – не один десяток боевых вылетов. Не одна сотня гитлеровцев гниет в могиле от их страшных бомбовых ударов.

Вдали показалась цель. Противник встретил самолеты сильным зенитным огнем, но старшина Лисин искусным маневром первым зашел на цель и сбросил смертоносный груз. А экипаж Новикова громил тем временем вражеские зенитки.

Цель накрыта, пламенем охвачена половина объекта, противник прекратил зенитный огонь. Этим воспользовался старшина Новиков. Он сделал разворот, и штурман Цыбенко, тщательно прицелившись, сбросил бомбу на вторую половину пункта, битком набитого немцами. Внизу запылал огромный костер.

Сделав круг над пораженной целью, машины одна за другой легли на обратный курс.

Старшина П. Кулешов.

На обратной стороне этой заметки, на следующей газетной странице, рукой Георгия Новикова написано пояснение для жены: «…Это один из сотни вылетов, которые мы сделали. Лисин – это парень из Кемерово – в моем звене. Цыбенко – это штурман… ты должна помнить. А были удары еще лучше. Ну вот и все. Еще раз целую. Георгий».

Чкаловская хватка

Лейтенант Георгий Семенович Новиков – человек среднего роста, крепко сложенный, с детскими, по-мальчишечьи озорными глазами. Летает он давно. Как себя, знает свою машину, уверенно бросает ее в самые сложные фигуры высшего пилотажа. На земле Георгий чувствует себя не по-домашнему. «Душно, – говорит, – тесно». А вот в воздухе он дома. Бесстрашный, отлично знающий свое дело, он с радостью берется за выполнение самых сложных и ответственных задач, требующих от пилота высокого мастерства и железной воли. Во всей эскадрилье никто лучше Новикова не умеет принимать на себя весь огонь фашистских зениток, уводить его в сторону от товарищей, а потом мастерски выходить из зоны обстрела и с головокружительной высоты стремительно пикировать на цель.

Никогда Георгий не выпускал из рук недобитых целей. Был случай, когда ему приказали разбомбить один немецкий штаб. Действуя в паре с летчиком Лисиным, он первыми бомбами зажег фашистское логово и начал с бреющего расстреливать ошалевших от страха немцев. Бой длился 2 часа 40 минут. Штаб был снесен начисто, и ни одна фашистская машина не сумела ускользнуть от Новикова.

–Чкаловская хватка, – говорят про него боевые друзья.

Лейтенант Новиков за время Великой Отечественной войны совершил более тысячи боевых вылетов, сбросил на головы немцев тысячи бомб, уничтожил десятки фашистских сооружений, истребил сотни гитлеровцев.

За высокое мастерство и бесстрашие, проявленные в жестоких боях за советскую Родину, Георгий Семенович Новиков награжден двумя орденами Красного Знамени.


Деревня Алушково. Перезахоронение останков летчика.

Старший лейтенант Г. Григорьев.

Последнее письмо с фронта, полученное семьей старшего лейтенанта Новикова, было от его командиров, причем достаточно высокого ранга.

«Уважаемая Галина Филипповна!

С глубоким прискорбием извещаем Вас о преждевременной гибели верного сына большевистской партии, одного из лучших летчиков нашей части, любимого командира, друга и товарища, Вашего любимого и дорогого мужа-героя, трижды орденоносца старшего лейтенанта Георгия Семеновича Новикова.

Одиннадцатого мая 1944 года в 14.20 при выполнении боевого задания оборвалась жизнь сталинского сокола. Славный боевой путь, пройденный тов. Новиковым, войдет в историю нашей части как символ героической, самоотверженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Бесстрашный в борьбе, всем сердцем ненавидящий врагов, он беспощадно уничтожал живую силу и технику противника.

Его боевая работа – это сотни уничтоженных гитлеровских бандитов, десятки взорванных танков, автомашин, несколько разгромленных штабов.

Правительство высоко оценило боевую работу Новикова Георгия Семеновича, наградив его двумя боевыми орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны І степени.

Как для Вас, Галина Филипповна, так и для нас потеря Георгия Семеновича является тяжелой утратой и мы, его боевые товарищи, перед свежей могилой своего друга, товарища, офицера, клянемся, что и впредь под мудрым руководством нашего великого Сталина будем беспощадно громить немецко-фашистских захватчиков до полного их уничтожения.

Вечная память верному сыну большевистской партии и советского народа, славному сталинскому соколу Георгию Семеновичу Новикову.

Смерть немецким захватчикам!

Вечная слава летчику-офицеру Новикову.

Командующий войсками генерал-лейтенант Юшкевич.
Член военного совета, генерал-майор Литвинов.
21 мая 1944 года.

Лейтенант Г.С. Новиков был похоронен, как значится в официальных документах, «…300 метров западнее д. Забелевица», недалеко от места, где дислоцировалась войсковая часть, в которой он служил.

За могилой летчика на протяжении многих лет постоянно ухаживали пионеры и местные жители. К сожалению, в последние годы место захоронения заросло, и поисковики отыскали его с трудом. Администрация района приняла решение перезахоронить останки Г.С. Новикова на братском кладбище в д. Алушково Забельской волости, на что было получено разрешение родственников.

Аналогичный случай, но без трагических последствий, произошел в 1942 году в Пеновском районе Тверской области. Очевидцы падения самолета рассказывали, что сбит он был летом или осенью 1942 года. Летчик, выпрыгнувший с парашютом, приземлился на крышу дома и сломал ногу, ночевал в деревне, пока за ним не прилетел У-2. Кто-то начал вспоминать фамилию, предложений по этому вопросу было много, но в конце концов с большими сомнениями все согласились с тем, что фамилия летчика была Зайцев. Имея эти сведения, Романов приступил к раскопкам.

Юрий Николаевич Тарасов показал место падения самолета у деревни Бервенец, в болоте, метрах в семидесяти от суши. По круглой воронке диаметром 4 метра можно было судить, что упал здесь истребитель. Дно ямы крепкое. Это говорило о том, что двигатель самолета мог быть значительно поврежден. Так закончился день 2 ноября 2002 года.

Следующий выезд в Тверскую область состоялся во второй половине марта 2003 года. Приступили к раскопкам. Рваный дюраль, резина от колеса с надписью «Шинный…», две стреляные гильзы от пулемета «ШКАС» с обозначенным годом выпуска – сорок первый – таковы результаты трехдневной экспедиции.

Работы продолжили осенью, в сентябре. Добрались до дна воронки. Грунт – щебень. Двигатель вдребезги разбит, но номер его известен: ПЗ – 1732. Среди обломков множество шильд с номерами деталей и агрегатов – 3294, 2394, 49112, 48113, 24113. Небольшой лист бумаги, стандартный бланк с датой «23. 09. 42 г.», надписью «Девиация» и синусоидой графика. С трудом читается фамилия Наследухов. Это не Зайцев. Но именно с этой фамилии начался поиск, потому что Романов встречал ее среди списков личного состава 427-го истребительного авиаполка. Наследухов погиб в начале 1943 года, он не имел отношения к расследуемому следопытом случаю. Но номер полка, в котором он служил, явился начальным и последним звеном в установлении событий осени 1942 года.

Отчет о боевой работе 427 ИАП

Начальник штаба 427 ИАП

Майор Рубцов

12 ноября 1942 г

№ 1

Аэродром Луги

Начальнику штаба 292 ШАД

Донесение

Доношу, что сего числа, в 12-00, на самолете У-2 был привезен на аэродром с места приземления после прыжка с парашютом в результате сбития самолета своей ЗА 11. 11. 42г. пилот младший лейтенант Уткин. Из опроса последнего выяснилось: во время атаки 11. 11. 42г. 3-х Ю-88 в 15. 37 прямым попаданием снаряда своей ЗА из района Соблаго его самолет был зажжен. На мой вопрос: не подожгли ли его два Ме-109, находились выше Ю-88, Уткин отвечает отрицательно. По его словам, Ме-109, также как утверждают и другие видевшие это летчики, – его не атаковали, и трассы от обстрела Ю-88 также не было видно. Осколком снаряда еще в кабине самолета был порван парашют, вследствие чего, по заявлению летчика, он очень долго не раскрывался, а когда раскрылся, то Уткин заметил в куполе парашюта большое отверстие. Этим же осколком снаряда одновременно была порвана в кабине самолета правая стропа (место для правой ноги). Пилот не ранен, а только несколько опалился при выпрыгивании из самолета. При приземлении пилот Уткин вывихнул правую руку в области плеча. По прибытии на свой аэродром врачом полка рука была поставлена на свое место. Пилот Уткин помещен в лазарет 118 БАО на излечение. Его парашют к эксплуатации не годен и подлежит списанию. Все летчики, летавшие с ним в одной группе, ясно наблюдали вспышки огня ЗА из района Соблаго.

Майор Рубцов

Приказ

По 292 Штурмовой авиационной дивизии № 061,
23 ноября 1942 г., г. Андреаполь

Самолет ЯК-1 за № 2394 с мотором М-105 ПФ № 1732. 11. 11. 42 г. во время атаки самолетов противника был сбит своей зенитной артиллерией над своей территорией в районе деревни Лядово под управлением летчика 427 ИАП лейтенанта Уткина. Самолет и мотор сгорели. Из боевого состава полка исключить и списать в расход по книгам учета самолетов и моторов согласно приказу НКО за № 0558-42 г.

Основание: выписка из приказа 427 ИАП от 17. 11. 42 г. за № 0128.

Командир 292 ШАД, Герой Советского Союза,
полковник Каманин
Нач. штаба 292 ШАД подполковник Чижиков

Оперативная сводка


На месте падения самолета мл. лейтенанта Уткина в районе деревни Бервенец.

… Не вернулся на свой аэродром пилот мл. лейтенант Уткин на самолете ЯК-1, вылетевший на перехват противника. В районе Пено попал в зону огня своей ЗА. Сбит, самолет сгорел. Летчик выпрыгнул на парашюте в районе Лядово.

По докладу летчиков Уткина и Наследухова в 12-02 сбили один Ю-88, который упал в районе Демянска на участке 16-й немецкой армии.

Как видим, документы архива уточнили многое: Зайцев «превратился» в Уткина, установлено, что сбит он был огнем своей артиллерии, ну и сломанная, по рассказам очевидцев, нога оказалось вывихнутой рукой. По номеру самолета была установлена фамилия летчика. Теперь нужно было установить его судьбу.

Наградной лист

  1. Фамилия, имя, отчество: Уткин Николай Антонович
  2. Воинское звание: младший лейтенант
  3. Должность, часть: летчик 195 ИАП
  4. Представляется к ордену «Красная Звезда»
  5. Год рождения: 1920
  6. Национальность: русский
  7. Партийность: член ВЛКСМ с 1938 года
  8. Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР в Отечественной войне (где, когда): с октября 1942 г. на Калининском, Карельском фронтах
  9. Имеет ли ранения и контузии в Отечественной войне: не имеет
  10. С какого времени в Красной Армии: с декабря 1938 года
  11. Каким РВК призван: кадровый
  12. Чем раньше награжден (за какие отличия): не награждался
  13. Постоянный домашний адрес представленного к награждению и адрес семьи: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Свердловская, д.100, жена – Валькова Елизавета Никифоровна


Николай Антонович Уткин.

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:

Боевую работу начал в составе 195 ИАП после переучивания на самолете ЯК-7 в декабре 1943 г. За непродолжительный срок до 25. 06. 1944 произвел 40 успешных боевых вылетов по сопровождению на фотографирование, визуальную разведку и прикрытие боевых порядков наземных войск и действий штурмовиков. Участвовал в 3-х воздушных боях. При выполнении боевого задания в районе Ковд- Озеро, в составе группы 10-ти ЯК-9 имел встречу и участвовал в воздушном бою с 22 Ю-87 и ФВ-190; в паре со своим ведущим сбил ФВ- 190.

В период боевых действий северо-западнее Свири за 4 дня произвел 10 боевых вылетов на прикрытие боевых действий штурмовиков, боевых порядков наземных войск, фотографирование и воздушную разведку.

В результате отличного выполнения боевых заданий доставил командованию ряд ценных сведений о группировках противника.

За успешно проведенные 40 боевых вылетов, проявленные при этом мужество и отвагу и отличное выполнение боевых заданий командования по разведке тылов противника достоин представления к правительственной награде – ордену «Красная Звезда».

Командир 195 ИАП майор Томначев
27. 06. 1944г.

Достоин награждения орденом «Красная Звезда»

Командир 324 ИАД генерал-полковник Ларюшкин
27. 06. 1944 г.

Награжден орденом «Красная Звезда» приказом 324 истребительной авиационной Свирской дивизии № 05 от 07.07.1944 г.

В послужной карточке значилось, что Николай Антонович Уткин окончил Качинскую школу пилотов, служил в 13-м запасном авиаполку, в 427-м, 567-м, 195-м авиаполках. Уволен в запас 1 октября 1956 года и направлен в Таганрогский ОВК. Награжден орденом Красного Знамени, двумя – Красной Звезды, четырьмя медалями.

Николай Николаевич Уткин живет в Таганроге по тому же адресу, по которому до 2000 года проживал известный нам летчик. Сын Н.А. Уткина поведал нам о последних военных и послевоенных годах жизни отца. За месяц до победы, в апреле 1945 года, газета «Боевая вахта» писала об успехах командира звена истребителей лейтенанта Уткина Н.А. и касалась его боевого пути: «Командир звена лейтенант Николай Уткин во время боев за освобождение Карелии был рядовым летчиком. В боях на Свири он открыл свой личный счет, сбив первый вражеский самолет.


Вывоз раненого на самолете У-2.

За время, прошедшее с тех пор, молодой летчик значительно вырос. Он стал командиром звена... Николай Уткин имеет достаточный опыт в летной работе. Он бывший инструктор, а это помогает ему успешно готовить своих подчиненных к боям. В его звене два молодых летчика – младшие лейтенанты Ерхов и Тухорев. Уткин хорошо подготовил их, и оба они уже уверенно владеют машиной...»

После войны Николай Антонович Уткин служил в Воронеже, Липецке, на Сахалине, на острове Итуруп. С января 1952 года по ноябрь 1953 года был в спецкомандировке в Китае. Эта командировка отмечена наградой Китайской республики – орденом «За отвагу».

После выхода в запас Николай Антонович устроился на работу в «Горгаз» и проработал там более 25 лет. Вырастил и воспитал двоих детей. Дочь Людмила живет в г. Ростове-на-Дону, имеет двоих детей и двоих внуков. Сын Николай живет в доме отца, вырастил дочь, воспитывает внучку. В своем письме он сообщал: «...А умер отец 5 мая 2000 года, умер как и подобает офицеру, не доставляя кому бы то ни было неудобств, не жалуясь. Похоронен на аллее воинской Славы в г. Таганроге...»