В надежде на продолжение

Это уже другой поиск. Начался он в 1997 году, закончился в две тысячи втором, но, как многие исследования Романова, может иметь продолжение в любой момент. Получил новые сведения о летчиках полка – вот и продолжение. Пришло письмо от родственников – тоже продолжение. Из этих продолжений, как из звеньев, и состоит цепочка поиска следопыта.

Тогда, в октябре девяносто седьмого, ехали мы совсем в другое место, но с одной и той же целью – разведать место падения самолета.

– Вот и здесь что-то есть, – неожиданно изрек Романов, показывая на дорогу, ведущую в сторону. Заедем? Заехали. Воронка метров шесть на десять. Около нее осколок брони, обгоревшая резина от колеса «пешки». «Прощупали» магнитометром – воронка «поет», железо есть. Снова выехали на большак.


Поисковая группа на месте падения самолета в районе деревни Зашевенье.

– Думаю, «пешка» здесь лежит, – рассуждал Михаил Николаевич, – не по колесу сужу, а по объему и расположению металла. Три места обозначились – кабина и два двигателя… Знаешь откуда об этой воронке узнал? – спросил он.

– Знаю, – ответил я, – от кого-нибудь из местных.

– Точно. В деревне Зашевенье живет Иван Александрович Парамоненок. Он-то и рассказал, что упал самолет весной сорок четвертого. После войны из воронки достали комсомольский билет, но фамилию летчика прочесть не смогли – документ был разорван. А в последующие годы поочередно вытаскивали то радиатор, то шлемофон, то планшет. До металла здесь метра два… Думаю, самолет из 99-го разведывательного авиаполка. По словам очевидцев, падал с большой высоты от деревни Коклино в сторону Брыканово–Зашевенье. Сбросил на деревню сухари – вот такой факт. Может быть, вез партизанам?

Если бы у Романова было мало работы, раскопал бы он этот самолет в девяносто седьмом и сразу бы все установил. Но у него было много работы, поэтому «пешка» отошла на второй, третий, пятый план. А это значит, что следопыт Романов накапливал о ней «разведданные».

В девяносто восьмом году они пополнились информацией о том, что при падении самолет взорвался – было большое зарево, и части самолета разлетелись на большое расстояние. И еще информация – достали из той ямы ногу, а на ней унт. Наверное, эта информация и заставила Михаила Николаевича запланировать работы на сентябрь 1999 года. А может быть и случай, о котором он рассказал мне незадолго до сентября.

Приехал однажды расстроенный.

– Ты представляешь… Еду из Себежа… Зашевенье… Тянет что-то в сторону, к воронке, где самолет упал, ну, знаешь… Ничего не могу поделать. Руки сами баранку влево крутят. Съехал с большака, к воронке подъезжаю, а там мужик какой-то копошится, лопасть винта вытащил и отмывает. Зачем она тебе? – спрашиваю.

А он: «Сдам в цветмет, алюминий все-таки».

– Ну народ… Все продать готовы.., – возмущался Романов.

– Ну и где та лопасть, – спросил я.

– Да вот, возле забора стоит.

– Отобрал?

– Да нет, мужик сдал добровольно. Сознательный попался. Видно, только-только начал металлоломом заниматься…


Номер двигателя самолета. Это он помог установить имена членов экипажа.

Это был самолет ПЕ-2. В обломках разбросаны останки, обрывки летчика. Вытащили унт, погоны сержанта, письма со штампом полевой почты от 20.02.44 г., два двигателя № 33-1976 и № 315-722 разбиты. Но номера-то сохранились…

Самолет действительно принадлежал 99-му РАП. Он не вернулся с боевого задания 26 марта 1944 года из района Микулино–Лукьяново. Экипаж – летчик гвардии лейтенант Топилин, штурман гвардии младший лейтенант Сидоров, воздушный стрелок-радист гвардии сержант Басов. Топилин и Сидоров покинули самолет на парашютах, попали к партизанам. Гвардии сержант Басов Иван Илларионович погиб в воздухе при отражении атак истребителей противника. Об этом рассказали архивные документы при первом посещении Центрального Архива Министерства Обороны. Позже папки следопыта пополнялись все новыми и новыми данными о разыскиваемых самолетах и экипажах. Поступали новые сведения и о летчиках «пешки». Послужные карточки рассказали о том, что пилот Топилин Александр Иванович вернулся в часть и продолжил службу. Он погиб позже. В послужной карточке Топилина А.И. указано, что «по данным ГУК старший летчик 99-го отд. РАП 5.9.44 погиб и похоронен в п. Идрица». В книге потерь в частях 15-й ВА есть запись: «Топилин Александр Иванович – гвардии лейтенант, старший летчик 99-го ОГРАЗП, 1920 года рождения, Ростовская обл., Золотаревский р-он, с. Гоболино, 5.09.44 года погиб при выполнении боевого задания Латвийская ССР, Режицкий уезд, Голинская волость, д. Потры…

Члены экипажа: гвардии лейтенант Рог Константин Михайлович, 1922 г.р., гвардии сержант Мыльников Андрей Иванович, 1922 г.р.»

Вероятно, Топилин погиб в составе другого экипажа. Судя по картотеке награжденных, 30 апреля 1944 года он был награжден орденом Отечественной войны І степени и орденом Красного Знамени приказом по 15-й Воздушной армии от 8.09.44 года.

Теперь о штурмане Сидорове и воздушном стрелке-радисте Басове, исходя из данных послужных карточек:

«Сидоров И.М., 1921 г.р., Ульяновская обл., Радищевский р-он, с. В.Маза. Погиб на фронте в 1944 году… Награжден орденом Отечественной войны приказом № 020 от 30.04.1944 года».

«Воздушный стрелок-радист гвардии сержант Басов Иван Илларионович, 1922 года рождения, Сумская область, Тростинецкий р-н, с. Печино. Награжден медалью. 26.03.44 г. не вернулся с боевого задания. Убит в воздушном бою».

Тот факт, что самолет не вернулся на аэродром, был расследован в полку и прояснил для нас некоторые обстоятельства.

Акт расследования

99-й гв. РАП, 15 ВА, Пе-2, дв. № 315-722; 33-1976, ЗБС, 2 шкас

Не вернулся с боевого задания экипаж:

летчик гвардии лейтенант Топилин Александр Иванович..,

штурман гвардии младший лейтенант Сидоров Иван Михайлович..,

воздушный стрелок-радист гвардии сержант Басов Иван Илларионович.

Боевую задачу ставил командир АЭ накануне дня вылета. Уточнял задачу командир полка перед вылетом. Четырьмя заходами с Н-3000 метров без прикрытия истребителей произвести фотографирование площадки № 3 в ограничителях: Водобег, Максимцево, Белевица, Микулино. Расчет иметь с Н-2000-3000 метров. На борту иметь спарку АФА-3с.

Экипаж летал одиночно.

Экипаж имел 25 успешно выполненных боевых вылетов на разведку и фотографирование.

26 марта 1944 года 12 ч. 45 мин. взлет.

12 ч. 50 мин. установил связь.

12 ч. 55 мин. лег на курс.

В 13 ч. 18 мин. передал последнюю радиограмму: «Перешел линию фронта и продолжаю выполнять задание». На свой аэродром не вернулся.

7.04.1944 из штаба армии была получена телеграмма: «Самолет сгорел, стрелок-радист убит, Топилин находится у партизан».

9.04.1944 из штаба армии была получена телеграмма: «Топилин, Сидоров находятся у партизан на площадке Боровые–Скрипки. При первой возможности будут эвакуированы».

10.04.1944 получена телеграмма: «Топилин, Сидоров находятся в пункте Бруски».

Командир 99 гв. РАП гвардии подполковник Щенников
13 апреля 1944 года

Интересно то, что это последняя информация о штурмане Сидорове. Вернулся ли он в часть? На этот вопрос мы не нашли ответа.

О том как воевал экипаж, говорят наградные листы.

Наградной лист

  1. Фамилия, имя и отчество: Топилин Александр Иванович;
  2. Воинское звание: Гвардии лейтенант;
  3. Должность, часть: летчик старший 99 гв. РАП;
  4. представляется к ордену Красного Знамени;
  5. Год рождения: 1920;
  6. Национальность: русский;
  7. Партийность: кандидат ВКП(б);
  8. Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР и Отечественной войне (где, когда): с 28.08.1943 г. по настоящее время;
  9. Имеет ли ранения и контузии в Отечественной войне: не имеет;
  10. С какого времени в Красной Армии: с 1940;
  11. Каким РВК призван: кадровый;
  12. Чем раньше награжден (за какие отличия): Орден Отечественной войны І степени приказ 15 ВА № 20/н от 30.04.1944 г.;
  13. Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес семьи: г. Тбилиси, Кировский район, Надиковарская, д. 10.

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг: За время участия на фронте Отечественной войны произвел 28 успешно выполненных боевых вылетов на разведку с фотографированием оборонительных рубежей, базирования авиации противника на аэродромах, техники и войск противника. После последней правительственной награды произвел 18 успешно выполненных боевых вылетов на разведку войск противника.

В результате последних вылетов вскрыл и подтвердил фотографированием движение по шоссейным и грунтовым дорогам, а так- же в местах стоянок 3.604 автомашин, 2.632 повозок с войсками и военным грузом, 4 отдельных полевых орудия, на железнодорожных станциях и перегонах 284 железнодорожных эшелона, базирование авиации на аэродромах противника 414 разнотипных самолетов, обнаружено до 2-х батальонов пехоты в движении и на привалах.

На головы немецких захватчиков сброшено 1800 кг бомб, распространено 65000 экземпляров листовок, при этом подвергался 5 раз интенсивному обстрелу до 15 батарей ЗА и трижды атаковался истребителями противника, причем проявил исключительное мужество и отвагу, находчивость и разумную инициативу, в результате чего задания, поставленные командованием , выполнялись полностью.

Является мастером по фотографированию площади и отлично владеет техникой пилотирования на одном моторе.

19 марта 1944 года по заданию командующего 15 ВА производил фотографирование переднего края обороны противника на р. Сороть с высоты 1000–900 м. В результате сильного обстрела огнем ЗА прямым попаданием снаряда у правового мотора был отбит винт. Самолет сорвался в штопор, но был выведен пилотом на высоте 300 м, приведен на свой аэродром и благополучно посажен. Задание по фотографированию, несмотря на исключительно тяжелое положение, было выполнено.

Вскоре после данного случая, 26 марта 1944 года, производя фотографирование площади с высоты 3000 м. в районе Идрицы, был атакован шестью истребителями противника, где вел неравный бой в течение 15 минут, в результате чего его самолет был подожжен. Топилин, зная район партизан, на горящем самолете дотянул до района партизан, экипаж покинул самолет на парашютах, после чего был подобран партизанами и доставлен в свою часть.

В данное время снова летает на боевые задания по разведке.

8 августа 1944 года выполнил полет на дальнюю разведку, вскрыл и установил от Модоны на Эргли – 50 автомашин и 60 повозок с войсками и грузом, железнодорожная станция Валшнера – 5 железнодорожных эшелонов и скопление автомашин до 60 единиц. Аэродромы: Цесис – 45 разнотипных самолетов, Сигулда – 25 самолетов, в районе Рига сбросил 60000 экземпляров листовок.

15 августа 1944 года, производя разведывательный полет на высоте 200 м, обнаружил в движении по дорогам Внивас на Цесис до 40 автомашин, 30 повозок, с юга к станции Дзербала проходило до 20 автомашин с войсками. Скуне на Лигатне – до 30 автомашин с войсками и 10 груженых военных грузом. Бутляри на Лигатне – до 50 автомашин и 80 повозок, на железнодорожной станции Эргли – 3 эшелона, станция Литай – 3 эшелона и до 60 отдельных вагонов, из них 40 платформ с автомашинами.

За отличное выполнение боевых заданий командования по разведке войск противника и проявленное при этом мужество и отвагу представляю к правительственной награде ордену «Красное Знамя».

Командир 99 отдельного Гвардейского Разведывательного Авиационного
Забайкальского полка гвардии полковник Н. Щенников.
24 августа 1944 года.

Наградной лист

  1. Фамилия, имя и отчество: Сидоров Иван Михайлович;
  2. Воинское звание: Гвардии сержант;
  3. Должность, часть: летчик-наблюдатель 99 Гв. РАП;
  4. представляется к ордену Славы III степени;
  5. Год рождения: 1921;
  6. Национальность: русский;
  7. Партийность: член ВЛКСМ;
  8. Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР и Отечественной войне (где, когда): с 26.08.1943 г. по настоящее время;
  9. Имеет ли ранения и контузии в Отечественной войне: не имеет;
  10. С какого времени в Красной Армии: с 1939 г.;
  11. Каким РВК призван: Радищевским РВК;
  12. Чем раньше награжден (за какие отличия): наград не имеет;
  13. Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес семьи: Ульяновская область Радищевский район с. В-Маза.

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:

За период участия в Отечественной войне с 26.08.1943 года совершил 10 успешно выполненных боевых вылетов на разведку, из них 7 боевых вылетов на Втором Прибалтийском фронте.

За этот период обнаружил и сфотографировал: 3775 автомашин с войсками и грузами, 102 самолета на аэродромах противника. Над территорией, оккупированной противником, распространил 120000 экземпляров листовок. Выполнил специальное задание 15 ВА – произвел фотографирование рубежей по реке Насва, на участке Ласинино–Кряже– Говорово–Рожново–Маево, сфотографировав 35 км.

Несмотря на сильное противодействие ЗА и ИА противника и плохие метеоусловия, проявляя мужество и настойчивость, до конца выполняет боевые задания, привозя ценные данные о противнике, подтвержденные фотографированием.

Так при первом боевом вылете 18.09.1943 года вскрыл и зафиксировал передвижение с Брянска на Селище до 100 автомашин по грунтовой дороге Старжевичи–Жирятино–Почеп, Унеча – 800 автомашин, Мглин–Унеча–400 автомашин, Почеп–Стародуб–800 автомашин, Мглин–Унеча–100 автомашин,Погорвянки – до 400 автомашин. На железнодорожной станции Унеча вскрыл скопление свыше 10 эшелонов. 21.09.1943 года, выполняя задание по разведке, обнаружил передвижение от Воробейня на Норино до 100 автомашин с войсками и грузами противника.

15 декабря 1943 года, несмотря на исключительно сложные метеоусловия при полете, фотографированием вскрыл на аэродроме Дно 12 разнотипных самолетов. Несмотря на интенсивный обстрел ЗА противника в районе Старая Русса, вскрыл передвижение колонны автомашин свыше 100 единиц в движении от Холма на Старую Руссу.

7 февраля 1944 года, выполняя специальное задание 15 ВА в исключительно сложной метеообстановке, произвел фотографирование рубежей по реке Насва на участке Лосино–Кряжи–Говорово–Рожново–Маево, сфотографировал 35 км.

Тем самым вскрыл систему оборонительных сооружений противника на водном рубеже реки Насва. Кроме того, произвел разведку дорог Холм–Локня, где вскрыл 120 автомашин с войсками и грузами противника в движении, подтвердил фотографированием отсутствие передвижения автомашин по шоссе Новоржев–Опочка, Новоржев–Кудеверь–Красное–Пустошка–Скоково–Насва. Вскрыл передвижение до 100 автомашин по дороге Локня–Новоржев.

За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу представляю к ордену Славы III степени.

Командир 99 отдельного Гвардейского Разведывательного полка
гвардии полковник Н. Щенников
22 февраля 1944 года.

Приказ по 99 гв. РАП
14 февраля 1944 года № 2/н

от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР награждаю медалью «За отвагу»:

1.Воздушного стрелка-радиста гв. сержанта Басова Ивана Илларионовича за 10 успешно выполненных боевых вылетов на разведку войск противника, из них 7 успешных боевых вылетов на 2 Прибалтийском фронте.

За четкую работу по обеспечению радиосвязью в полете при сильном противодействии ЗА и ИА противника и немедленную передачу данных о разведке с борта самолета об обнаружении по различным профильным дорогам 3.755 автомашин с войсками и грузами, разнотипных самолетов на аэродромах противника.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с истребителями противника, умелую организацию обороны своего самолета, в результате чего все атаки истребителей противника были отбиты и ценные разведданные переданы в срок командованию. Все данные подтверждаются фотографированием...


Предметы, обнаруженные при проведении раскопок.

Лишь после установления имен экипажа и обстоятельств гибели М.Н. Романов приступил к поиску родственников. Сумской областной военный комиссар ответил сразу же и сообщил, что мать Басова И.И. умерла в 1958 году. В селе Печины проживает двоюродная сестра Басова–Титарева Наталья Павловна.

Наталья Павловна тоже откликнулась сразу, благодарила Романова, сожалела, что не может рассказать об Иване Илларионовиче, так как родилась в сентябре 1944 года. Но по рассказам родных помнит, что Иван мечтал быть летчиком… Михаил Николаевич одновременно вел поиск Ивана Михайловича Сидорова, штурмана экипажа. Сведений о его родственниках в военном комиссариате Ульяновской области не было, как не было сведений и о нем самом, потому что архив военкомата начали с 1941 года, а Иван Сидоров был призван в армию в 1939 году.

Не удалось найти родных штурмана и в Сызрани, где до войны проживала его мать.

Завесу тайны в судьбе штурмана Сидорова приоткрыла архивная справка, выданная по запросу Пустошкинского райвоенкомата. Из ЦАМО сообщили:

В книге учета личного состава 99 гв.отд. дальнеразведывательного авиационного полка (он же 99 орап) за 1941–1943 гг. значится: «557. Сержант Сидоров Иван Михайлович, стрелок-бомбардир, 1921 г. рождения, русский, в РККА с 1939 г., ВАУР–43 г., отец – Михаил Васильевич, Ульяновская обл., Радищевский р-н с. В-Мазо». (сведений о выбытии нет).

В книге учета рядового и сержантского состава 99 гв. ОРАП за 1945–1944 гг., в журнале безвозвратных потерь за 1942–1945 гг., в имеющихся на хранении приказах 99 гв. ОРАП за 1944 г. сведений на Сидорова И.М. не имеется.

В деле с исходящими документами строевого отделения 99 гв. ОРАП за 1944 г. имеются сведения о налете летчиков и штурманов, где указано: (по состоянию на 1 апреля 1944 г.):

«35. Гв. мл. л-т Сидоров Иван Михайлович (в/звание – так в документе) …не вернулся с боевого задания 26.3.44 г.» В аналогичном списке по состоянию на 1 июня 1944 г. записано:

«41. Гв. мл. лейтенант Сидоров Иван Михайлович… находится у партизан». Других сведений не имеется.

В послужной карте на мл. лейтенанта Сидорова Ивана Михайловича, 1921 г.р., уроженца Ульяновской обл., Радищевского р-на, с. в. Мазово, записано: в КА с 1939 г.

–прик. 15 ВА № 0113 от 14.9.1943 г. назначен летчиком-наблюдателем 99 гв. отдельного разведывательного авиаполка в звании сержант;

–прик. 2 Приб. Фр. № 0133 от 25.02.1944 г. присвоено звание мл. лейтенант. Дальнейшая служба и судьба не отражены.

Основание: картотека учета офицерского состава. Выписка дана с полным соблюдением текста оригинала.

В картотеке учета безвозвратных потерь офицерского состава Сидоров Иван Михайлович 1921 г. рождения не значится.

В картотеке учета награжденных значится: «Сидоров Иван Михайлович (воинское звание не указано), 1921 г.рождения, уроженец Ульяновской обл., летчик-наблюдатель 99 разведывательного авиаполка 15 Воздушной армии (так в документе) награжден орденом «Отечественной войны I ст. № 313303 приказом войскам 15 Возд.


Вынужденная посадка самолета ПЕ-2.
Армии № 020/І от 30.04.44 г. Награда вручена. Орденская книжка Ж-22197 передана на хранение, как память матери награжденного, Сидоровой Анне Тимофеевне». Других сведений нет.

Сведений о судьбе партизан в ЦАМО РФ нет. Рекомендуем обратиться в архив области по месту действия партизанского отряда.

Начальник отделения Амелина

Справка Тверского Центра документации новейшей истории не подтвердила гибели штурмана в партизанском отряде. Но Сидоров тоже погиб. Документы на хранение просто так не передают. А при каких обстоятельствах, когда и где – это загадка.

Не удалось найти и родных летчика Александра Топилина. На его родине были опрошены старожилы и однофамильцы. Никто из них не смог ничего рассказать о своем отважном земляке, и в том нет ничего удивительного – столько времени прошло. У нас тоже были аналогичные случаи, когда по просьбе других следопытов приходилось искать родственников погибших где-то земляков здесь, на их родине.

Вячеслав Антонович Бриштен из республики Беларусь сообщил о том, что 29 июня 1941 года возле деревни Ляды Логойского района Минской области погиб наш земляк, уроженец деревни Каменка, воздушный стрелок-радист младший сержант Филиппов Владимир Иванович.

Бомбардировщик сражался с самолетами противника до конца, до того момента, когда был сбит. Но опытный экипаж посадил самолет на поле, где паслись коровы. Из кабины выполз штурман и подсказал пастухам, как вытащить остальных летчиков. Их, раненых и обоженных, увезли в Логойск, в больницу. Это было вечером, а утром следующего дня в город вошли фашисты. Выжил один летчик, двое умерли от ожогов и один из них – В.И. Филиппов.

Сколько бы ни искали мы родных воздушного стрелка – не нашли, нет их в нашем районе. Столько времени прошло...