Время, события, люди

Мы уже говорили о том, что на войне случалось всякое, и судьбы людей из-за их множества можно классифицировать по пережитым жизненным обстоятельствам, а потом, разобравшись, сделать вывод о человеке, отношении к нему и о событиях, окружавших этого человека.

Множество летчиков прошли через тот позор, который принято называть трусостью, многие поплатились за это жизнями, большинству удалось доказать ошибку в постановке им подобного «диагноза».


Летчик 50-го ИАП, лейтенант Добровольский Павел Михайлович.

К таким летчикам относится и наш герой, командир звена 50-го ИАП лейтенант Добровольский Павел Михайлович, 5 июля 1943 года осужденный за трусость и оставленный в полку искупать свою вину перед Родиной.

Мы не знали обстоятельств, при которых был совершен этот проступок. Мы видели этого летчика через его подвиг, когда поднимали обломки самолета, когда читали о нем в личной карточке и наградном листе.

Как всегда все началось с поисковой разведки. Ехал Романов по маршруту Пустошка – Опочка – Духново – Пожары, расспрашивал местных жителей и в деревне Чушково «нарвался» на словоохотливого деда:

–Когда это было..? – чесал дед затылок. – Да как раз перед освобождением.

Освободили деревню 12 июля. Значит, самолет упал одиннадцатого или десятого. Весь развалился. Наш самолет – сто процентов. Даже мотор в форме звездочки. А летчика похоронили его однополчане в Духнове, на братском кладбище…

Мотор «звездочкой» – ЛА-5 – смекнул Михаил Николаевич и при очередной поездке в архив работал лишь по авиаполкам, которые имели в своем составе эту технику. Нашел полк – 50-й ИАП, нашел единственную в тот день потерю в этом районе – ЛА-5, на котором воевал и погиб командир звена лейтенант Добровольский. Нашел наградной лист.

Наградной лист

  1. Фамилия, имя и отчество: Добровольский Павел Михайлович
  2. Воинское звание: лейтенант; 3. Должность, часть: командир звена 50 истребительный авиаполк
  3. Представляется к ордену «Красное Знамя»
  4. Год рождения: 1920; 5. Национальность: русский; 6. Партийность: член ВКП(б) – 43 г.
  5. Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР и Отечественной войне (где, когда): Брянский фронт с 18.4.43 г. по 15.10.43 г.; 2-й Прибалтийский фронт с 15.10.43 г.
  6. Имеет ли ранения контузии в Отечественной войне: не имеет.
  7. С какого времени в Красной Армии: с 1939 г. 10. Каким РВК призван: добровольно.
  8. Чем раньше награжден (за какие отличия): «Красная Звезда» пр. 315 иад №11/н от 4.10.43 г.
  9. Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес семьи: Тамбовская обл., г. Маршанск ф-ка № 1, ул. Конной армии, д. 11, кв. 9.

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:

За время пребывания на фронтах Отечественной войны с 18 апреля 1943 года лейтенант Добровольский совершил 130 боевых вылетов, из них на разведку противника 109 вылетов. Вылетами на разведку тов. Добровольский доставил ценные сведения о противнике, за что был награжден орденом «Красная Звезда». После последнего награждения лейтенант Добровольский произвел 49 успешных боевых вылетов на разведку, доставляя ценные сведения.

3.2.44 г. в плохих метеоусловиях: Н-150 м, видимость 1 км – с бреющей высоты разведал район Локня – Насва – Маево при сильном обстреле зенитной артиллерией противника, осветил район полностью, установил наличие пехоты в Маево, Рыкшино.

18.2.44 г. обнаружил наличие пехоты в Духовно, в Кунино движение автоколонны 35 автомашин на Пушкинские горы. Повторным вылетом установил подвоз боеприпасов к линии фронта в разные участки до 40 подвод.

25.3.44 г. установил движение 30 подвод с грузом от Пушкинских гор на Опочку и до 15 автомашин, подход к линии фронта от Андрохолмы до взвода пехоты.

26.3.44 г. при наличии истребителей противника в районе разведки обнаружил подвоз войск на 25 автомашинах и до 25 подводах.

За отличное выполнение заданий по разведке лейтенант Добровольский Павел Михайлович достоин награждения орденом «Красное Знамя».

Командир 50 ИАП подполковник Винокуров
1 апреля 1944 г.

достоин правительственной награды ордена «Красное Знамя»

командир 315 ИАП полковник Литвинов
3.4.44 г.

Вот и делайте вывод трусости.

В той же поисковой разведке в Опочецком районе у Романова родилась мысль проверить через документы архива потери авиации в окрестностях деревни Духовно. Десятого июля здесь вела ожесточенные бои 29-я гвардейская стрелковая дивизия, наступавшая от Кудевери, она дралась с 15-й латышской дивизией СС, известной нам по боям на высоте Заозерной – это уже в Пустошкинском районе, на одном из участков оборонительной линии «Пантера». Явно, пехоте помогала авиация и с ее стороны могли быть потери.

Действительно, архивные документы рассказали о том, что 10 июля 1944 года из района Духовно не вернулись два экипажа. Один – из 118-го гвардейского Краснознаменного штурмового полка, другой – из 825-го ШАП.

В составе первого экипажа были летчик гв. ст. сержант Дыдалев Михаил Дмитриевич и воздушный стрелок гвардии старшина Олемский Николай Степанович. Один был родом из Белоруссии, другой – из Воронежской области.

Об обстоятельствах гибели местные жители рассказывали, что самолет упал в деревне Шапкино, горел. Сгорели и летчики, и их документы. Поэтому для жителей деревни погибший экипаж 60 лет был безымянным. Сначала останки летчиков покоились на краю деревни, потом их перенесли в Кудеверь Бежаницкого района.


Воздушный стрелок 118-го гв. ШАП,
гв. старшина Олемский
Николай Степанович

М.Н. Романову не удалось найти родственников Дыдалева, но он получил документальное подтверждение о том, что мать летчика знала о месте его захоронения. Бесспорно, в части знали, где он погиб, ведь нашел же Романов в архиве подтверждение об этом. Это только жители деревни не знали имен погибшего экипажа. Таким образом, первый результат в поиске был – о могиле летчика было известно его родственникам, и поисковик приступил к поиску родных воздушного стрелка Олемского. Из Воронежской области откликнулась его родная сестра – Фиола Стефановна. Она сообщила, что Николай был дома 10 июля 1943 года (за год до гибели), потом от него было несколько писем, а фотографию он прислал в последнем письме. Когда приезжал, рассказывал, что 8 раз был ранен.

Теперь Романов работает над поиском места падения второго самолета, из 825-го штурмового авиаполка.

– Это лейтенант Игнатьев, – не сомневается он, – вот увидишь… Надо только воронку найти.

– У тебя же совсем недавно были другие предположения…

– Ты о Казимирове и Забалуеве? – улыбнулся Романов. – Так я только предполагаю. Раньше предполагал, что здесь погибли Казимиров и Забалуев, но проверил – не так. Держи, – он протянул мне папку с документами. – И не подумаешь, что этот экипаж погиб рядом с Пустошкой, в шести километрах.

Я открыл папку. Речь шла об экипаже из 118-го гвардейского ШАП, погибшем 10 июля 1944 года.

– Это тебя и заставило предполагать?

– Да. Никто бы и не подумал, ведь Пустошка была освобождена 27 февраля, а здесь июль и больше шести километров в глубь нашей обороны. В общем, попался я на эту удочку, забыл, что для самолета и сто километров не крюк.

Как явствовало из первого документа из папки следопыта Романова, «…при подходе к линии фронта самолет, гв. мл. лейтенант Казимиров, стрелок гв. с-на Забалуев, развернулся и ушел на свою территорию. Место нахождения неизвестно». Этим и объясняется его падение в глубине своей обороны, но причина такого маневра до сих пор не выяснена.


Летчик 118-го гв. ШАП, гв. лейтенант Казимиров Иван Тимофеевич.

Михаилу Николаевичу удалось найти брата Ивана Тимофеевича Казимирова – Владимира Тимофеевича, который в письме писал: «…Родился Иван Тимофеевич в 1922 году в деревне Новоселки Бешенковичского района Витебской области, после окончания школы учился в летном училище, тогда и началась война. Больше его дома не было. У меня осталась одна фотография времен его учебы, которая была сделана в мае 1940 года. На фотографии он справа». Второе письмо дополнило сведения о летчике и о семье, в которой он родился.

К сожалению, Романов не застал в живых никого из родственников воздушного стрелка Забалуева, поэтому пришлось обойтись лишь архивной информацией о воздушном стрелке, которая начиналась… с приказа по 28-й стрелковой дивизии от 22 марта 1943 года. В нем говорилось, что Забалуев Иван Ефимович, 1922 г.р., уроженец Орловской области, Жуковского района, с. Погореловка, красноармеец, стрелок отдельной штрафной роты 28-й стрелковой дивизии награждался медалью «За отвагу».

Михаил Николаевич начал «копать». Оказывается, Забалуев участвовал в войне с 24 апреля 1942 года, 11 марта 1943 года был ранен, а наградили его медалью за то, что «выполняя задачу по захвату «языка», 11 марта Забалуев находился в группе захвата. Встретившись с противником, он смело бросился на немцев, действуя штыком, прикладом, гранатой. Когда боец Сергушкин схватился врукопашную с пятью немцами, Забалуев прорвался к нему, уничтожил двух наседавших на Сергушкина немцев и, несмотря на ранение, полученное в схватке, вместе с Сергушкиным обезоружил третьего немца, скрутил ему руки и унес в тыл».

Как попал Забалуев в авиацию – пока остается загадкой. Возможно, что штрафная рота – это лишь часть биографии воздушного стрелка, а может быть и так, что после снятия судимости пехотинец оказался в авиации.

В июле 2006 года в деревне Линец поисковики установили памятный знак на месте захоронения двух Иванов – Казимирова и Забалуева, числившихся в Книге Памяти пропавшими без вести.

– А в Линце похоронен еще один летчик, – как бы между прочим сказал Романов. – Крайнов его фамилия. Погиб в сентябре 1943 года… Еще бы. Об этом случае мне известно давно, но события связанные с ним, преподносились с несколько иной стороны.

Мне было лет 10, когда в нашу комнату в коммуналке вошла женщина и спросила, здесь ли живет Геннадий Николаевич. Она о чем-то разговаривала с отцом, мне было не до этого – ждала улица, и лишь потом я узнал о сути разговора.

Оказывается, женщина была сестрой партизана, с которым воевал мой отец. Звали партизана Ким Данилов. Его отец был комиссаром 11-й Калининской партизанской бригады.

– Да, я хорошо знал Кима, – рассказывал мой отец. Мы были примерно одного возраста. Так что все, что знал об обстоятельствах его гибели и о месте захоронения, сообщил Людмиле Аркадьевне. Оказывается, она до сих пор не знала о могиле Кима…

Во второй раз мне довелось переписываться с дочерью комиссара Данилова в начале девяностых. В редакцию пришло письмо из Ленинграда от женщины, которая интересовалась обстоятельствами гибели комиссара Данилова и командира 7-й Калининской партизанской бригады Задерина. Удивилась, когда узнала, что я сын сослуживца ее отца и брата.

Время нашей переписки пришлось на период, когда М.Н. Романов начинал интересоваться самолетами. Он узнал о факте гибели партизан и повел поиск от летчика, пилотировавшего боевую машину в сентябре 1943 года, и начал с опроса очевидцев произошедшего.

Петр Михайлович Кошин, старожил тех мест, рассказывал, что самолет, подбитый ночью у деревни Гультяи, упал возле деревни Исаево, – это в трех километрах. Он еще в воздухе развалился на несколько частей, и на земле, на краю поля, лежали четыре тела, среди которых была девушка. Запомнился мужчина в военной форме: брюки с лампасами и на петлицах по три «шпалы». У летчика, фамилия его Крайнов, при падении была сломана нога. Он приполз утром в деревню Исаево. Одни из жителей деревни рассказал об этом немцам, летчика арестовали и отправили в Невель. На месте падения самолета было много писем, поэтому предположили, сто самолет летел от партизан. А когда деревню Исаево освободили, случай, произошедший в сентябре сорок третьего, расследовал оперативный работник «смерш» 3-й Ударной армии лейтенант Фатзукоев – эту фамилию тоже сохранила память Петра Михайловича. Во время следствия, как рассказывал П.М. Кошин, они узнали о том, что недалеко от их деревни погибли партизанские командиры Задерин и Данилов, а также Октябрьский и разведчица по имени Нина.

В апреле 1999 года в ответ на свой запрос Романов получил архивную справку из Тверского Центра документации новейшей истории, в которой сообщалось следующее:

«По документам архива установлено, что Задерин Василий Федорович, 1911 года рождения, уроженец д. Боровно Урицкого с/с Великолукского района Калининской области, являлся командиром партизанского отряда 1-й Калининской партизанской бригады с 4 февраля 1942 года по июль 1943 года, затем командиром 7-й Калининской партизанской бригады с июля 1943 года. Задерин В.Ф. был награжден медалью «За отвагу». В списке погибших партизан 1-й Калининской партизанской бригады значится, что Задерин В.Ф. погиб 5 сентября 1943 года при вылете на самолете в советский тыл. Более подробные сведения об обстоятельствах гибели и месте захоронения Задерина В.Ф. в документах отсутствуют.

Данилов Аркадий Николаевич, 1898 года рождения, уроженец г. Новосибирск, являлся комиссаром 11-й Калининской партизанской бригады с 7 июля 1942 года по сентябрь 1943 года. Погиб Данилов в сентябре 1943 года. Сведения об обстоятельствах его гибели в документах не содержатся. Место захоронения Данилова А.Н.: д. Руд (так в документе) Пустошкинского района Калининской области.

По учетным данным штаба партизанского движения Калининской области, а также в списках погибших партизан Калининской области за 1941–1944 годы Октябрьский Дмитрий, Крайнов Василий Александрович, разведчица Нина не значатся.

Отдельно факт гибели самолета в сентябре 1943 года в имеющихся в нашем архиве документах не отражен, в связи с чем личность летчика установить не представляется возможным…»

После этого следопыт Романов начал искать Крайнова в ЦАМО. В картотеке награждений значился старшина Крайнов Василий Александрович, награжденный 10 июля 1943 года орденом Красной Звезды. Этот же человек, но в ином воинском звании, значился и в списке безвозвратных потерь: «Крайнов Василий Александрович, мл. лейтенант, штурман авиаэскадрильи 373 авиаполка ночных бомбардировщиков, уроженец Саратовской области, Чапаевского района, с. Сулан, 1917 г.р.

В ночь с 6 на 7 сентября 1943 года не вернулся с боевого задания».

Ответ по подобному запросу был дан в 1949 году жене летчика. Ниже значилось, что 7 сентября 1943 года летчик попал в плен будучи раненым.

– Как это они поместились в «кукурузник»? – спросил я Романова.

– Просто, – ответил он. – Полк летал на самолетах Р-5, старого образца. Под каждым крылом по «люльке», в каждой «люльке» по два человека – простая арифметика. Сложность только в том, что мало сведений. По Октябрьскому, видишь, их совсем нет, по разведчице Нине тоже. Хотя, видишь, Людмила Аркадьевна пишет, что отец ее был вызван в штаб партизанского движения, вез большую сумму денег, подписные листы, наградные документы. Октябрьский – это представитель штаба партизанского движения. Почему о нем нет никаких сведений? А командир седьмой бригады Задерин был серьезно ранен, и его сопровождала медсестра… Эх, если бы начать этот поиск в шестидесятых! Наверняка партизаны назвали бы ее фамилию. А сейчас и в живых, поди, никого нет. Ушло время. Ну, ловко я тебе материалец-то подогнал? – вдруг оживился он. – И по времени, и по событиям, и по людям стыкуется. Не материал, а узелок. Помнишь, передача раньше была «Время, события, люди?» Так и назови, бесплатно отдаю идею.

– Ну, коль бесплатно.., – развел я руками, – тогда согласен.

Александр Александрович Васильев работал в то время директором муниципального предприятия «Водоканал». Заядлый охотник, от природы человек любознательный, он с детства прошел все леса, прилегающие к деревушке Высоцкое, и поведал нам одну из историй, связанную с падением самолетов в этом районе.

– Знаю место, где упал самолет, знаю историю, но имеет ли она отношение к самолету – сказать не могу. А история передавалась в этих местах от поколения к поколению.

Самолет упал слева от дороги Поддубье–Васильки, недалеко от перекрестка на Высоцкое, – место до сих пор видно. Он врезался в берег болота. Сейчас там можно найти мелкие железяки. А летчик, рассказывали, приходил в деревню. И по этой причине мужики устроили собрание и решили летчика немцам не сдавать. А полицай, из местных, был против, правда, подчинился мнению большинства. Летчику дали лошадь и отправили, указав дорогу на восток. Полицай подстерег его и застрелил. Вот и вопрос: с этого самолета был летчик или нет?

Свет на события того времени пролил житель деревни Поддубье Иван Яковлевич Пузанов, который был не только свидетелем, но и непосредственным участником тех событий. Кстати сказать, И.Я. Пузанов после освобождения района разминировал его территорию, за что был награжден орденом Отечественной войны. Вот что он рассказал о летчике:


Летчик 431-го ИАП, мл. лейтенант Бастриков Леонид Афонасьевич.

– Да, самолет тот упал недалеко от дороги на Высоцкое. Летчик выпрыгнул с парашютом, и когда мы прибежали к месту приземления, он висел на стропах, пытаясь освободиться от парашюта, который куполом запутался в сосновых ветках. Только увидел нас – вытащил пистолет и приказал мужчинам оставаться на месте, а мы, мальчишки и женщины, помогли ему слезть с дерева. «Где немцы?» – спросил он. – «В Поддубье», ответили мы. – «Надо уходить...,» – и мы быстро ушли с места приземления летчика. Он жил у нас. Через деревню проходили разные люди. Некоторые говорили, что они партизаны, но мы ждали своих, надежных, проверенных. К счастью, ждали недолго, и вскоре летчик ушел с ними. Когда наш район освободили, он прислал письмо, в котором благодарил своих спасителей и сообщал о том, что продолжает бить врага.

– Значит, это не тот летчик, о котором рассказывал А.А. Васильев, – заключил Михаил Николаевич, – нужно устанавливать фамилию, судьбу, то есть снова копать, потом архив, военкомат – одним словом, по старой схеме…

Романов нашел того летчика. Да, лейтенант Бастриков продолжал воевать и бил врага до самой Победы, а потом служил в ВВС до 1958 года. Награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом Красного Знамени. Участник войны с Японией. Факт его пребывания в партизанском отряде отражен в сведениях о потерях 15-й Воздушной Армии:

«431-й ИАП. Летчик лейтенант Бастриков Леонид Афанасьевич 17 ноября 1943 года вылетел на боевое задание в район Пустошка, был сбит зенитной артиллерией противника. Самолет сгорел. С 17.11.43 г. по 22.2.44 г. находился в партизанской бригаде и 22.2.44 г. перелетел на самолете линию фронта. Вернулся 25.2.44 г».

Двадцать седьмого июля 1944 года лейтенанту Бастрикову был вручен орден Красной Звезды, а в январе 1945 года он был награжден орденом Красного Знамени, хотя и в первый раз представлялся к награждению этим орденом. Но, как часто случалось и случается, – начальству виднее.

Наградной лист

  1. Фамилия, имя, отчество: Бастриков Леонид Афанасьевич.
  2. Воинское звание: младший лейтенант.
  3. Должность, часть: летчик 431-го ИАП.
  4. Представляется к ордену: «Красное Знамя».
  5. Год рождения: 1918
  6. Национальность: русский.
  7. Партийность: б/п.
  8. Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР в Отечественной войне (где, когда): в Отечественной войне с 21.10.43 г., 2-й Прибалтийский фронт.
  9. Имеет ли ранения и контузии в Отечественной войне: не имеет.
  10. С какого времени в Красной Армии: с 1940 г.
  11. Каким РВК призван: Сталинским РВК г. Челябинска.
  12. Чем раньше награжден (за какие отличия): не награждался.
  13. Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес семьи: Молотовская обл., г. Нижний Тагил.

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:

Находясь на фронте Отечественной войны, проявил себя смелым, находчивым и мужественным летчиком. 17 ноября, выполняя боевое задание по сопровождению штурмовиков в район Пустошка, был сбит огнем зенитной артиллерии противника. Выбросившись с парашютом из горящего самолета, приземлился в лесу близ деревни Высоцкое, что севернее Пустошки, и попал в партизанский отряд. В партизанском отряде выполнял боевые задания по разведке, а также участвовал в операциях по уничтожению колонн противника по коммуникациям. 25 февраля на самолете У-2 был переброшен через линию фронта и попал в свою часть. За это время произвел 30 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и прикрытие наземных войск.

Горя ненавистью к противнику и при отсутствии истребителей противника зачастую принимает активное участие в штурмовке, в результате чего им уничтожено до 5 автомашин и 50 солдат и офицеров.

Справка: отношение командира партизанской бригады за №2/2544.

За отличное выполнение боевых заданий командование на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу представляю летчика мл. лейтенанта Бастрикова Леонида Афанасьевича к правительственной награде – ордену «Красное Знамя».

Командир 431 ИАП, Герой Советского Союза подполковник Зайцев.
24 июля 1944 г.

Достоин правительственной награды ордена «Красная Звезда»

Командир 315 ИАП полковник Литвинов
24 июля 1944 г.

Награжден орденом «Красная Звезда» – приказ по 315 ИАП №13/н

от 27.07.44 г.

На запрос М.Н. Романова военный комиссариат Свердловской области сообщил, что Леонид Афанасьевич Бастриков проживает в Екатеринбурге, и Романову ничего не стоило связаться с ним. Первое письмо было самым долгожданным. В нем бывший летчик высказывал свое отношение к поисковой работе, высоко оценивал труд поисковиков и сообщал некоторые сведения о событиях военного времени: «…Из вашего письма я понял, что вы кое-что знаете обо мне, что я летчик-истребитель 431-го истребительного Краснознаменного полка, который входил в состав 315-й ИАП 15-й Воздушной Армии 2-го Прибалтийского фронта.


Бастриков Л.А. 50-ые годы.

Вы просите описать случай, после которого я начал новую жизнь. Мне часто говорят, что я «родился в рубашке», и по сей день не верят, что я смог выжить, возвратиться в свой родной полк и продолжить летать.

Меня сбили на восьмом боевом вылете, а после того я совершил еще 72…

17 ноября 1943 года наша эскадрилья в составе восьми самолетов ЯК-7 должна была сопровождать группу штурмовиков (8 самолетов ИЛ-2). Наше звено под командованием капитана Карелина летело в группе непосредственного прикрытия ИЛов. Звено лейтенанта Говорова – в группе прикрытия, находясь выше, с задачей дальнего обнаружения самолетов противника.

При подходе к цели штурмовики снизились до бреющего полета (высота 10–15 м) и, подойдя к цели на большой скорости, резко набрали высоту, сбросив бомбы. Потом замкнули круг и штурмовали цели самостоятельно. После штурмовки на станции Идрица возникли пожары. Рвались снаряды, цистерны с горючим, вагоны с боеприпасами. Мы, истребители, находились на высоте с задачей дать возможность штурмовикам выполнить боевую задачу. Когда ИЛы уже уходили домой, я заметил, что паровоз отвозит цистерны с горючим на север, в направлении Опочки, и доложил командиру. Капитан Карелин приказал мне атаковать состав, что я и сделал – атаковал из всех пушек и пулеметов, уничтожил эшелон с горючим и, набрав высоту 2000 метров, вдруг почувствовал сильный удар в левую плоскость (крыло) моего самолета, который сразу же перешел в пикирование. Попытки вывести самолет не дали результата. Вскоре я увидел пламя на левом крыле, оно быстро распространилось на кабину, высота молниеносно терялась… Принял решение покинуть самолет…

Благодаря огромным усилиям удалось выбраться из кабины и на высоте 20 метров раскрыть парашют…

Дальше все было почти так, как рассказывал нам Иван Яковлевич Пузанов. Оказывается, тогда, в лесу, Леонид Бастриков встретился с партизанкой Ольгой Ивановной Киселевой. Партизанка такая в Пустошкинском районе была, только не Ольга, а Татьяна. Она-то и помогла Бастрикову встретиться с партизанами.

Письмо ветерана заканчивалось встречным предложением в следующий раз продолжить разговор о том, как он воевал в партизанском отряде, об аэродроме и железнодорожной станции Идрица, но, к сожалению, продолжения не последовало. Леонид Афанасьевич Бастриков умер.

– Жаль, – сокрушался Романов, – столько информации пропало, такой человек ушел… Опять не успели…

С одним случаем разобрались. Оказалось, летчик Бастриков это не тот человек, которого подстерег на дороге предатель. Где же тогда тот? Действительно, в тех местах неоднократно слышали историю, основанную на свидетельствах очевидцев, но «обросшую» дополнительными обстоятельствами. Осенью 1943 года недалеко от деревни Рудня был сбит самолет. Летчик заходил в деревню, ночевал у одной бабки, она до конца своих дней не могла забыть запаха бензина, которым пахло от летчика. Переоделся в гражданскую одежду и ушел. А чуть позже в трех метрах от дороги, в ельнике, старик из деревни Корнилово нашел его убитым. Женщины его похоронили. Еще одна старушка вспомнила эту историю несколько иначе. Будто бы нашел старик летчика в лесу повешенным на сосне. Взял себе его сапоги, одежду и документы, а летчика похоронил. После войны написал письмо его жене в Москву и объяснил ей все как было. От жены летчика также получил письмо. А документы после освобождения района передал в Лукинский сельсовет.

Романов не зря кручинился по поводу того, что не случилось ему получить второе письмо от Л.А. Бастрикова. Возможно, в нем было бы написано, что по возвращении в часть летчик узнал о том, что 17.11.43 года не вернулся в часть и его командир капитан Карелин. Михаил Николаевич нашел запись об этом в Книге безвозвратных потерь значительно позже после смерти Бастрикова. Сообщалось, что командир авиаэскадрильи 431-го ИАП старший лейтенант Карелин Иван Александрович, 1922 года рождения, уроженец Калининской области, Торопецкого района, д. Пронино, 17.11.43 года не вернулся с боевого задания. Более поздняя запись дополняет: «…Погиб согласно извещению Пустошкинского РВК № 35 от 4 марта 1945 года. Похоронен в лесу в 100 метрах от деревни Корнилово Лукинского сельсовета».

Трудно сказать, тот ли это летчик, о котором рассказал Александр Александрович Васильев. Возможно, тот. На этот вопрос никто пока не ответил.

– Был ли третий? – размышляет Романов и сам себе отвечает, – наверное, был и третий, и четвертый…

В сорок третьем и сорок четвертом самолетов, как мух, здесь было. Думаю, еще не одну подобную историю услышим. А если не услышим, и других самолетов, сбитых в этом районе, не обнаружим, значит, речь в той истории идет о Карелине. А пока попробуй, разберись.