Этот случай – один из редких в поисковой практике Михаила Николаевича Романова. Обычно он, как мы знаем, предпочитает покопаться, найти номер двигателя или самого самолета, а затем уж установить имена экипажа – так вернее. А здесь – слухи.
Проверили то место, где, по слухам, упал самолет – ни одной железячки. Искать или не искать? Решили поговорить с местными жителями, может быть они подтвердят или опровергнут слухи, дошедшие до нас.
И вот в один из зимних дней мы выехали в тот район, где в 1942 году совершил вынужденную посадку «большой двухмоторный самолет с экипажем из трех человек» – такой была дошедшая до нас предварительная информация.
Деревня Зашевенье расположена в Себежском районе Псковской области, который граничит непосредственно с территорией Пустошкинского района. Идут по дороге мужчина и женщина, как оказалось муж и жена. Мы остановились, они остановились. Разговорились. И вдруг мужчина вспомнил.
– О! – воскликнул он. – Да, помню. В августе или сентябре 1942 года я дежурил на железной дороге. Утро. Рано – рано. В небе появился самолет. Со стороны запада. Сделал круг и пошел на посадку. Приземлился за деревней. А нам-то интересно, чей это самолет. И мы с приятелями пошли к месту приземления. Самолет нашли быстро. Он срезал верхушки деревьев и был цел. А в кабине – два мертвых летчика. Один был без головы. Стрелка-радиста не было. Искать его тоже было некогда – вот-вот появятся немцы, – и мы решили уходить. Отошли недалеко – лежит пистолет. Чей? Решили, что стрелка-радиста. Значит, один человек из экипажа жив, смекнули мы…
Здесь разговор продолжила супруга:
– В то время мы гнали коров по деревне в поле. Идет навстречу окровавленный летчик. Постучал в дом, но ему никто не отворил. Хозяин, наоборот, выскочил через окно и убежал. Потом оказалось, что он бегал немцам докладывать о том, что летчик в деревне. Видать, он так делал постоянно, а удрал потому, что думал, будто летчик с ним рассчитываться пришел за его грехи. Женщины хотели перевязать раны, но не успели – показались фашисты. Летчик побежал в сторону деревни Дуплищи, а немцам мы указали противоположное направление…
Деревня Дуплищи – это уже в Пустошкинском районе. Здесь, как нам удалось выяснить, летчику оказывали помощь Алексей Иванович Брыль и полицай по имени Иван.
Дальше на пути летчика лежала деревня Кожино, что недалеко от Дуплищ. Сюда его привезли жительница нынешней деревни Соино Мария Федоровна Булаева и теперь уже жительница Пустошки Елена Николаевна Орехова.
– Шли с праздника из деревни Сипкино, – рассказывали старушки, – услышали шорох возле тропинки в кустах. Спросили: «Кто там?» Донесся стон. Подошли – летчик. Мы-то были совсем девчонки и не могли довести его до деревни, поэтому пошли к брату, попросили, чтобы он привез летчика на лошади…
Недели три летчик жил в бане, окреп. Перед уходом мы дали ему гражданскую одежду, а он оставил нам свой меховой комбинезон. Потом из этого комбинезона мы сшили воротники на пальто. Летчик собирался идти к партизанам, но нашел ли он их – не знаем. Больше этого летчика мы никогда не встречали.
Довелось нам поговорить и с тем самым Иваном, который из полиции ушел в партизанский отряд.
– Да, был такой случай, – вспоминал Иван Васильевич. – Летчик сказал, что остальные погибли при вынужденной посадке, вроде бы горючее закончилось. Ему тоже здорово досталось. Я хотел отвести его к доктору Беляшову Степану Петровичу, но летчик отказался и в ту же ночь ушел. Может быть поостерегся, ведь он понял тогда, кто я. Помню, был у него орден Красной Звезды. И фамилию помню – Антипов Павел Семенович. После войны я пытался его разыскать, но безрезультатно…
Читатель уже понял, что поиск дошел до стадии поездки в архив. Верно. Романов ездил туда множество раз, «ворошил» документы бомбардировочных полков дальнего действия и в списках безвозвратных потерь начальствующего состава нашел две фамилии летчиков 42-го авиаполка дальнего действия, погибших в августе 1942 года недалеко от Идрицы:
«… Кобенко Владимир Гордеевич, капитан..;
Терехов Сергей Федорович, капитан.., погибли при авиакатастрофе 30 августа 1942 года.»
Имеет ли Павел Степанович Антипов отношение к этому экипажу? Оказывается, имеет. Старшина Антипов входил в тот самый экипаж самолета ИЛ-4, который потерпел аварию: Кобенко – Терехов – Антипов.
На основе архивных документов Романов воссоздал тот полет с 29 на 30 августа 1942 года.
Предварительное распоряжение №42
Штаб 42 АП ДД ЯКУШЕВО 29 августа 1942 г.12.00
КАРТА 1 000 000 ИЗДАНИЯ 41 ГОДА
Сорок второму АП быть готовым к выполнению боевого задания в ночь с 29 на 30 августа 1942 г. в составе 6 экипажей из расчета полетного времени 11 часов. Готовность № 2 в 19.00.
Бомбовая зарядка на самолеты: 5 шт. ФАБ-100 ТГА, 4 шт. ЗАБ-100 ПК, 1 шт. САБ-100.
Зарядка горючим на самолет 3 200 кгр.
Вылет на боевое задание распоряжением командира части.
Начальник штаба 42 АП ДД капитан Филоненко
Боевой приказ №42
Штаб 42 АП ДД ЯКУШЕВО 29 августа 1942 г. 19.00
КАРТА 1 000 000 ИЗДАНИЯ 41 ГОДА
Сорок второму АП в период ночи с 29 на 30 августа 1942 г. бомбардировать военно-промышленные объекты и административно-политический центр г. Берлин.
Погода по маршруту: в первой половине облачность 4 – 6 баллов слоисто-кучевая, высота 2 000 – 4 000 мт. Во второй половине не ясно, плотная дымка, видимость 1 – 2 км. После 24 час. развитие грозовой деятельности, местами осадки.
Сорок второму АП в ночь с 29 по 30 августа 1942 г. в составе шести экипажей бомбардировать военно-промышленный объект г. Берлин, удар нанести в 24.00 – 01.00 с максимальной высоты. Одновременно в районе цели разбросать листовки.
Первая эскадрилья действует в составе 3-х экипажей, вторая АЭ – в составе одного, третья АЭ в составе – 2-х экипажей.
Запасные цели: военно-промышленные объекты г.г. Данциг, Кенигсберг. (455 АП действует по данной же цели).
Ось маршрута: ИПМ /Зап. Двина/ - берег моря – точка в море цель – Эльбингнема Н-р. Зап. Двина.
Запасные аэродромы: Андриаполь, Мигалово, Клин, Серпухов.
Вылет на боевое задание распоряжением командира части.
Боевые донесения представить после посадки через 20 минут.
Мой КП – аэродром Якушево.
Командир 42 АП ДД Майор Бабенко
Военком 42 АП ДД Бат. Комиссар Смирнов
Начальник штаба 42 АП ДД Капитан Филоненко
«УТВЕРЖДАЮ»
Командир 42 АП ДД Майор Бабенко
ШТУРМАНСКИЕ УКАЗАНИЯ
На боевой вылет 42 АП ДД в ночь с 29.08. на 30.08.1942 г.
1. Сорок второй АП ДД в ночь с 29 на 30 августа 1942 г. бомбардирует военно-промышленные объекты г. Берлин, запасные цели г. Кенигсберг и Данциг.
2. Маршрут полета: ИПМ /Андриаполь/ - точка широта 540 12,
долгота 140 14, - цель – КПМ /Андриаполь/.
3. Расчет полета
Пункты | МПУ | «Н» | Скор. | Раст. | Время |
ИПМ | 260 | 400 | 270 | 373 | 1.23 |
р. Западная Двина | 258 | 6 000 | 270 | 325 | 1.12 |
берег моря | 252 | 6 000 | 270 | 475 | 1.46 |
точка разворота | 200 | 7 000 | -II- | 195 | 0.39 |
цель | 67 | 8 000 | 300 | 444 | 1.29 |
Эльбина | 68 | 7 000 | -II- | 266 | 0.53 |
р. Неман | 68 | 6 000 | -II- | 265 | 0.53 |
Креславль | 70 | 6 000 | -II- | 327 | 1.05 |
КПМ |
Всего по маршруту 2 670, время 9.20 с 15 % затрачено 10 час. 30 мин. Горючего на 11 час.00 мин.
Бомбометание произвести с противозенитным маневром и по выбору экипажа.
Порядок самолетовождения: выход на КС по МП и ветру, определенному в полете. Самолетовождение осуществлять по курсу, расчету времени, земным ориентирам и радионавигацией.
Контроль пути по ФПУ прокладной радиопеленгации, исправление пути по боевому уклонению у контрольных ориентиров.
Восстановление ориентировки: при полете до цели выход не меняя курса на берег моря, при полете от цели до КПМ выход, не меняя курса, на р. Западная Двина и озеро Селигер, Октябрьскую ж.д. и р. Волга на ПАР и пеленгатору.
Средства ЗОС – согласно графика.
Рассвет 30.08 | Темнота29.08 | Восход луны | Заход луны | |
Якушево | 4.26 | 20.23 | 20.49 | 10.29 |
Линия фронта | 5.12 | 20.52 | 21.28 | 11.02 |
Цель | 6.26 | 21.47 | 22.36 | 12.02 |
Запасные аэродромы: Якушево, Мигалово, Ярославль, Ковров, Максатиха, Серпухов, Иваново.
За штурмана 42 АП ДД капитан Каплюк
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник штаба 42 АП ДД капитан Филоненко
УКАЗАНИЯ ПО СВЯЗИ
На боевой вылет 42 АП ДД с 29 на 30 августа 1942 г.
Порядок работы в спец.сети АДД и полка без изменений.
Радиоданные спец.сети АДД:
а) Волна наземной рации – 191, позывной АРУ /м.з.н./
б) Волна самолетов – 137,5
в) Позывные самолетов: Васильев – НО, Рыжков – НП, Лапс – ПР, Кобенко – НС, Нехай – НХ, Новожилов – НШ.
г) Циркуляр: АДД – «АУУ», самолетов – зб АД – «НОН»
Время циркулярных передач в 00.00 и 00.30 каждого часа.
Данные радиосети полка:
а) Рабочая волна – 126,5, запасная – 108,5.
б) Позывной наземной рации «НОН».
в) Позывные самолетов те же, что и в спец.сети АДД.
г) Позывной рации Штадива «ГОЛ»
д) Циркуляр полка «ВОР»
е) Ключи к таблице № 1: г: - 2468137509 в: - 6132487509
Спец.сети АДД работать по таблице № 9.
В сети полка по таблице № 1.
При полете к аэродрому «Подскока» донести проход Калинин – 444.
В сети полка с 24.00 работать на запасной волне.
Приводная на аэродроме «Подскок» работает на частоте 525 мг., позывной – «ВЖ».
Волна пеленгатора аэродрома «Подскок» для запроса – 143, для ответа – 179, позывной «ЦНЦ».
Запасные аэродромы: Мигалово – 145, Торжок – 234, Клин – 356, Максатиха – 479, Монино – 888, Андриаполь – 666, Луги – 111.
Данные по ПВО: согласно графика с 29 на 30 августа 1942 г.
Начальник штаба 42 АП ДД старший лейтенант Гузенко
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник штаба 42 АП ДД капитан Филоненко
СХЕМА СТРОЯ
На боевой вылет 42 АП ДД в ночь с 29 на 30 августа 1942 г.
7119 | ||
Нал. 10.20 | Васильев | 5 ФАБ-100 ТГА |
Дедюхин | 4 ЗАБ-100 ЦК | |
Кобзев | 1 САБ-100 | |
Надточиев | ||
8901 | ||
Нал. 9.25 | Рыжков | 5 ФАБ-100 ТГА |
Кухарук | 4 ЗАБ-100 ЦК | |
Ермилов | 1 САБ-100 | |
Демехин | ||
8602 | ||
Лапс | Не летел | |
Анимов | Лопнуло колесо | |
Лахметвин | ||
Наталин | ||
8513 | ||
Не возвратился | ||
Нал. | Кобенко | 5 ФАБ-100 ТГА |
Терехов | 4 ЗАБ-100 ЦК | |
Антипов | 1 САБ-100 | |
8902 | ||
Нал. 4.25 | Нехай | 5 ФАБ-100 ТГА |
Рудавин | 4 ЗАБ-100 ЦК | |
Злобин | 1 САБ-100 | |
Золин | ||
7105 | ||
Нал. 7.45 | Новожилов | 5 ФАБ-100 ТГА |
Владимиров | 4 ЗАБ-100 ЦК | |
Исполнев | 1 САБ-100 | |
Кольцов |
Начальник штаба 42 АП ДД
Капитан Филоненко
При знакомстве со схемой строя у следопыта Романова возник вопрос: почему воздушный стрелок младший сержант Ильин Михаил Андреевич, значившийся в составе экипажа и летавший на Берлин ранее, не летал на задание в ночь на 30 августа? Оказалось, самолет ИЛ-4 № 8513 не был оборудован люковой пулеметной установкой и поэтому был трехместным, в том полете для стрелка просто не было работы.
БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ №41
Штаб 42 АП ДД ЯКУШЕВО 30 августа 1942 г. 09.00
КАРТА 1 000 000 ИЗДАНИЯ 41 ГОДА
1. В ночь с 29 на 30.08.1942 г. произведено 6 самолетовылетов. Основную цель, г. Берлин, бомбардировал 1 экипаж. 2 самолета из-за перебоя работы моторов бомбардировали запасные цели – г. Данциг, 1 самолет из-за перебоев мотора бомбардировал г. Резекне. 1 самолет № 8513 – летчик Кобенко, штурман Терехов, радист Антипов – с задания не возвратились, связи с экипажем не было. Экипаж самолета № 8602, летчик Лапс, с аэродрома «Подскок» не вылетал – лопнуло колесо.
Общий налет: 38 часов. 35 мин.
2. Всего сброшено бомб: 20 ФАБ-100 ТГА, 16 ЗАБ-100 ЦК, 4 САБ-100.
Всего 40 шт. 4 000 кгр.
Сброшено листовок на немецком языке 50 000 шт.
3. г. Берлин бомбардировал один экипаж, самолет № 7119 – летчик Васильев, штурман Дедюхин, радист Кобзев, стрелок – Надточиев – в 01.26 с высоты – 7 000 мт. Сброшено бомб: 5 ФАБ-100 ТГА, 4 ЗАБ-100 ЦК, 1 САБ-100. всего 10 шт. 1 000 кгр. Разбросано листовок на немецком языке 10 000 шт.
Боевой налет - 10час. 20 мин. В результате бомбардирования отмечен один сильный взрыв и отдельные очаги пожара. При подходе к цели наблюдали огонь КК ЗА и большое количество работающих прожекторов. При отходе от цели огонь ЗА продолжался.
Г. Данциг бомбардировали два экипажа: летчик Новожилов, штурман Владимиров, радист Исполнев, летчик Рыжков, штурман Кухарук, радист Ермолов в 23.40 – 01.20 с высоты 4 500 – 5 000 метров сброшено бомб: 10 ФАБ-100 ТГА, 8 ЗАБ-100 ЦК, 2 САБ-100, всего 20 шт. 2 000 кгр. Разбросано листовок на немецком языке 20 000 шт.
Боевой налет - 17 час. 50 мин.
Разрывы бомб наблюдались в центре города Данциг, в результате бомбардирования отмечены 15 разрывов, один сильный взрыв в южной части города. При подходе к цели наблюдали в Данциге до 8 пожаров. Велся интенсивный огонь КК ЗА. Производили бомбардирование г. Данциг впереди идущие экипажи, при отходе от цели огонь ЗА продолжался.
Г. Резекне бомбардировался одним самолетом № 8902 – летчик Нехай, штурман Рудавин, радист Злобин. В 22.00 с высоты 4 500 сброшено бомб: 5 ФАБ-100 ТГА, 4 ЗАБ-100 ЦК, 1 САБ-100. всего 10 шт. 1 000 кгр. Разбросано листовок на немецком языке 10 000 шт.
Боевой налет – 04 час. 25 мин. Разрывы бомб наблюдались в черте города Резекне. В результате бомбардирования отмечено девять взрывов, один из них большой силы. При подходе к цели велся огонь КК ЗА по самолету, идущему впереди. При отходе от цели наблюдал и три очага пожара. Экипаж над Берлином обстрелян многослойным интенсивным заградительным огнем КК ЗА, работало большое число прожекторов в г. наблюдалось много мелких, красных очагов пожара. Экипажи над г. Данциг обстреляны интенсивным огнем КК ЗА, система обороны кольцевая, метод ведения огня многоярусный, прожектора не работали. В г. Кенигсберге отмечено до 10 очагов пожара. Экипаж над г. Резекне обстрелян слабым огнем КК ЗА.
Погода: по маршруту в районе линии фронта облачность 4 – 6 баллов, мощно-кучевая, высота 2 000 – 4 000 до цели ясно. Плотная дымка, видимость 1 – 2 км.
В районе г. Берлин облачность 7 – 8 баллов, высота 5 000, видимость 3 км. в северо-западной части г. Рига, Либава, Финский залив – грозовая деятельность.
Командир 42 АП ДД Военком 42 АП ДД
Майор Бабенко
Бат. Комиссар Смирнов
Начальник штаба 42 АП ДД
Капитан Филоненко
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ СВОДКА №41
Штаб 42 АП ДД ЯКУШЕВО 30 августа 1942 г. 07.00 КАРТА 1 000 000
ИЗДАНИЯ 41 ГОДА
В ночь с 29 на 30 августа 1942 г. произведено бомбардирование военно-промышленных объектов г.г. Резекне, Данциг, Берлин. Наблюдением экипажей установлено:
Летчик Васильев, штурман Дедюхин в 01.26 с высоты 7 000 при подходе к Берлину наблюдали интенсивный огонь КК ЗА, большое число работы прожекторов. После сбрасывания бомб отмечен сильный взрыв и отдельные очаги пожаров. Разрывы снарядов ложились по высоте точно впереди идущих самолетов.
Летчик Новожилов, штурман Владимиров в 23.40, высота 4 500, при подходе к г. Данциг наблюдали: г. Данциг горел в 8 местах, велся интенсивный многоярусный заградительный огонь КК ЗА. После сбрасывания бомб отмечены взрывы в черте г. Данцинг. В 24.00, высота 4 500, наблюдали: г. Кенигсберг горит в 10 местах, велся интенсивный заградительный огонь КК ЗА. В обоих городах действия прожекторов не наблюдалось.
Летчик Нехай, штурман Рудавин в 22.00, высота 4 500 мт., при подходе к г. Резекне наблюдали три очага пожара, велся слабый огонь КК ЗА по впереди бомбардировавшему самолету. После сбрасывания бомб отмечено девять разрывов в центре города, один взрыв большой силы.
Погода: в районе линии фронта облачность слоисто-мощно-кучевая 8 баллов, высота 4 000 до цели ясно, плотная дымка, видимость 1 – 2 км. В районе Рига, Либава грозовая деятельность. Над Берлином облачность 6 – 8 баллов высота 5 000 мт.
Начальник штаба 42 АП ДД
Капитан Филоненко
Начальник разведывательного отделения 42 АП ДД
Капитан Инокентьев
ОПЕРСВОДКА №136
ШТАБ 36 АД Ярославль 30.08.1942 г. 09.00 карта 500.000
1. Дивизия днем 29.08.1942 г. с основных аэродромов базирования боевых действий не производила. В ночь на 30.08.1942 г. произвела 8 боевых самолетовылетов с общим боевым налетом 57.35. 2 самолета с боевого задания не вернулись. Части совершали учебно-тренировочные полеты.
2. 42 АП днем 29.08.1942 г. с основного аэродрома базирования боевых вылетов не производил; совершил 6 полетов по кругу с налетом 00.33 и два полета в зону с налетом 01.20 (летчик Калягин, Метелкин). В ночь на 30.08.1942 г. произведено 5 боевых самолетовылетов с общим боевым налетом 38.35., один самолет (летчик капитан Кобенко) с задания не вернулся; и один полет по кругу с налетом 00.10 (летчик Переверзев) самолет № 6820.
3. 455 АП днем 29.08.1942 г. с основного аэродрома базирования боевых вылетов не производил. В период 17.29 – 18.38 произвел облет самолета после ремонта – налет 01.09. В ночь на 30.08.1942 г. произвел 3 боевых самолетовылета с общим боевым налетом 19.00; из них – один самолет выполнил задание (донес по радио) и произвел вынужденную посадку на обратном маршруте из-за недостатка горючего в районе дер. Курово (Западнее Старица 50 км.) и 1 самолет (летчик лейтенант Кочнев, штурман старший лейтенант Анисимов) с задания не вернулся. В течение ночи совершил один полет по кругу с налетом 00.06. Полк пополнился 5-ю самолетами ИЛ-4 – 1 с завода № 23 и 4 с завода № 129.
Начальник штаба 36 авиадивизии
Полковник Поручаев
Начальник оперативного отдела 36 авиадивизии
Майор Базанов
Что же представлял собой каждый из членов экипажа невернувшегося ИЛа?
Кобенко Владимир Гордеевич, украинец, 10 мая 1915 года рождения. Место рождения: Криворожский рудник, Серговский район Ворошиловской области. Служащий – из рабочих. Член ВЛКСМ с 1931 г.
11 ВАШП - 1937 г.
Старшина - 1937 г.
Младший лейтенант - 1938 г.
лейтенант - 1940 г.
Старший лейтенант - 1941 г.
Капитан - 27.05.1942 г.
Финский фронт: с 20.01.1940 г. по 12.03.1940 г. Холост. ФЗУ – 1933 г. В РККА с 1935 г. 30 августа 1942 г. не вернулся с боевого задания.
Картотека награждений.
Кобенко Владимир Гордеевич, 1915 года рождения, украинец, старший лейтенант, заместитель командира АЭ 42 АП ДД 36 АД
- орден Ленина Указ от 20.06.1942 г…
- орден «Красное Знамя» Указ от 07.04.1940 г…
Послужная карточка.
Терехов Сергей Федорович, русский, 15 сентября 1913 года рождения. Уроженец Смоленской области, Екимовского района, Жердевского с/с, член ВКП (б) с 1939 г. В РККА с 31 декабря 1933 г.
Слушатель - 1935 г.
Младший летнаб - 1936 г. - лейтенант 05.02.1936 г.
Старший летнаб - 1938 г.
Начальник ПДС эскадрильи - старший лейтенант 17.02.1939 г.
Штурман звена - 1941 г. - капитан 13.04.1942 г.
В походах против белофиннов с 20.01.1940 г. по 12.03.1940 г.
Сцепщик, женат. Образование среднее, г. Магнитогорск – курсы по подготовке в институт в 1939 г., 9-я школа летчиков и летнабов г. Харьков 1936 г.
Киевская артиллерийская школа 49 СБЭ г. Курск
5 АЭ в/ч 8891 г. Курск
455 АП ДД, штурман эскадрильи 1942 г.
42 АП ДД, штурман звена 1942 г.
Погиб при катастрофе 30.08.1942 г.
Картотека награждений.
Терехов Сергей Федорович 1913 года рождения,
Штурман звена 42 АП ДД 36 АД
- орден Ленина Указ Президиума Верховного Совета от 20.06.1942 г…
НАГРАДНОЙ ЛИСТ
Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:
В боях с врагами Родины показывает образцы мужества и отваги. В 1940 г. участвовал в боях с финской белогвардейщиной, где имел 12 боевых вылетов. За мужество и отвагу, проявленную в борьбе с финской белогвардейщиной, тов. Кобенко награжден орденом «Красное Знамя». В 1941 г. участвовал в ликвидации немецкой агентуры в Иране, сделал 4 боевых вылета. С октября 1941 г. самоотверженный участник в боях с немецким фашизмом на Западном и Северо-Западном фронтах. Тов. Кобенко имеет 65 боевых вылетов, из них 46 ночью. Не зная страха и презирая смерть, выполняет отлично ответственные боевые задания по тылам противника: Псков, Орша, Смоленск, Боровичи. Своими решительными и точными ударами с воздуха не раз уничтожал большое количество живой силы и техники врага, сжигая не один десяток самолетов противника на его аэродромах. На подступах к Москве 27 раз летал на уничтожение немецких захватчиков, не обращая внимания на погоду, умело обходя огонь зенитной артиллерии и фашистских истребителей. При любой сложной обстановке в трудных метеоусловиях тов. Кобенко показывает в бою стойкость, выдержку и высокое летное мастерство. Всюду проявляет максимум инициативы в скорейшем усвоении и наилучшем использовании техники молодыми летчиками, всемерно помогает командованию в выполнении программы боевой подготовки. В одном из полетов тов. Кобенко в составе экипажа штурмана Терехова, стрелка-радиста Антипова, воздушного стрелка Ильина было приказано бомбить войска противника, двигавшиеся от Клина на Москву по шоссейной дороге. Взлет был произведен во второй половине дня, метеоусловия не способствовали полету – низкая облачность и снегопад по всему маршруту – в район цели вышел на высоте 400 м. Внезапно, когда противник не ожидал налета, и колонны автомашин до 30 шт. двигались по шоссе, Кобенко принял решение зайти с головы, чтобы застопорить движение, и штурман капитан Терехов произвел бомбометание с высоты 400 м. Прямым попаданием уничтожил несколько автомашин с пехотой и одну цистерну с бензином, вторая взорвалась и зажгла все окружающее. После того как самолет совершил посадку на свой аэродром, ночью, экипаж увидел большое количество пробоин от зенитных пулеметов в плоскостях и стабилизаторе. При бомбежке звеном переднего края обороны противника в районе Каменки истребители, предназначенные для сопровождения, не взлетели, но это не удержало экипаж, т. Кобенко с неутомимой ненавистью продолжал продвигаться вперед к намеченной цели. Прикрываясь облачностью, штурман капитан Терехов точно вывел на цель. Зенитная артиллерия противника открыла яростный огонь, разрывы ложились вокруг и внутри звена, но и это не повлияло на меткость бомбометания. Прямыми попаданиями с высоты 500 м. были уничтожены 2 средних танка, одно зенитное орудие и живая сила противника. Звено, которое вел Кобенко, подверглось интенсивному обстрелу ЗА и ЗП, но, искусно маневрируя после выполнения боевого задания, Кобенко увел звено за облачность и благополучно произвел посадку на свой аэродром. С 5 марта 1942 г. тов. Кобенко участвует в разгроме 16 немецкой армии, где сделал 36 боевых вылетов ночью в течение 12 дней. Не считаясь ни с временем, ни с отдыхом, ни здоровьем, иногда делал по 5 ночных боевых вылетов. Все задания командования выполнял отлично. Своим героизмом, страстной ненавистью к врагу увлекает в бой весь личный состав эскадрильи.
За образцовое выполнение боевых заданий имеет благодарность от командующего фронтом и командования дивизии.
За мужество, героизм и отвагу, проявленную при разгроме немецких оккупантов на подступах к Москве, представлялся к правительственной награде, ордену «Красное Знамя», тов. Кобенко достоин правительственной награды за проявленные мужество и отвагу, за отличное выполнение заданий командования орден Ленина.
Заместитель командира 42 БАП капитан Бирюков
За военного комиссара 42 ДБАП Батальонный комиссар Диесперов
19 мая 1942 г.
Достоин правительственной награды – орден «Ленина»
Командир 36 АД ДД полковник Дрянин
Военком 36 авиадивизии старший батальонный комиссар Гайштут
14 мая 1942 г.
Достоин правительственной награды орден «Ленина»
Командующий Авиацией ДД генерал-лейтенант авиации Гурьянов
Член военного совета Дивизионный комиссар АДД Голованов.
16 июня 1942 г.
Награжден орденом Ленина Указом АДД от 20.06.1942 г.
НАГРАДНОЙ ЛИСТ
Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:
В действующей Красной Армии находится с октября 1941 г. За период Великой Отечественной войны имеет 63 боевых вылета, из них 53 ночью и по глубоким тылам противника: В.Луки, Орша, Смоленск и др. В боях с врагами Родины показал образцы мужества и отваги. В сложных метеоусловиях, не зная страха, презирая смерть, с яростным гневом своими решительными и точными ударами с воздуха уничтожил большое количество живой силы и техники врага. В дни яростного наступления немцев на Москву т. Терехов не раз водил самолет и группу самолетов на разгром врага и его резервов. Все задания выполняет только отлично, всегда считает своим долгом беспощадно уничтожать врага. Задание выполняет в составе экипажа старшего лейтенанта Кобенко, стрелка-радиста Антипова и воздушного стрелка Ильина. Тов. Терехов не только сам в совершенстве овладел штурманским делом, самолетовождением ИЛ-4, но и воспитывает на своем боевом опыте молодых штурманов. Всюду и везде проявляет инициативу, всемерно помогает командованию в выполнении боевых заданий и программы боевой подготовки. По разгрому 16 немецкой армии имеет 36 боевых вылетов исключительно ночью. В сложных метеоусловиях сделал за одну ночь до 5 боевых вылетов. Ни сильный огонь ЗА, ни атаки истребителей не могли помешать в выполнении поставленных задач командования.
За образцовое выполнение боевых заданий по разгрому немецкого фашизма тов. Терехов имеет благодарность от командующего фронтом и командования дивизии.
За мужество, геройство, отвагу и образцовое выполнение заданий достоин правительственной награды орден «Ленина».
Заместитель командира 42 БАП капитан Бирюков
За военного комиссара 42 ДБАП Батальонный комиссар Диесперов
19 мая 1942 г.
Достоин правительственной награды – орден «Ленина»
Командир 36 АД ДД Военком 36 авиадивизии полковник Дрянин
старший батальонный комиссар Гайштут
24 мая 1942 г.
Достоин правительственной награды орден «Ленина»
Командующий Авиацией ДД генерал-лейтенант авиации Голованов
Член военного совета АДД Дивизионный комиссар Гурьянов
16 июня 1942 г.
Награжден орденом «Ленина» Указом АДД от 20.06.1942 г.
Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава 42 авиационного полка дальнегодействия за период с 1 по 30 сентября 1942 г.
…9. Кобенко Владимир Гордеевич, капитан, кадровый, заместитель командира АЭ. Ворошиловградская область, Серговский район, Криворожский рудник, 1915 года рождения.
Погиб при катастрофе район Идрица 30.08.1942 г. Похоронен район Идрица.
Жена – Дуванова Зинаида Дмитриевна, г. Кировобад Азизбенова, д. 208.
10. Терехов Сергей Федорович, капитан, штурман звена, г. Москва, 1913 года рождения, кадровый.
Погиб при катастрофе район Идрица 30.08.1942 г.
Мать – Терехова Прасковья Силовна, Смоленская область, Екимовский район, д. Карановичи.
Начальник штаба 42 АП ДД Филоненко
Начальник строевого отдела и Кадров 42 АП ДД
Старший лейтенант Кириллов
О воздушном стрелке-радисте старшине Антипове М.Н. Романов знал совсем немного. Было принято решение начать его розыск с Гаврило-Посадского района, откуда он призывался в ряды РККА. Это дало результат. Из райвоенкомата сообщили, что П.С. Антипов действительно проживал в этом районе, но в 1981 году умер. Военный комиссар района А. Ершов сообщал также, что тяжело раненый старшина Антипов после катастрофы 18 суток скитался по лесу, был найден старушкой, спрятан от немцев и переправлен в партизанский отряд Марго, где находился 4 месяца. В январе 1943 года старшина Антипов вновь летал на боевые задания и прослужил до конца войны.
В письме из военкомата был указан адрес дочери Павла Антипова – Любови Павловны. Романов написал письмо по этому адресу и вскоре получил ответ от зятя П.С. Антипова. Он достаточно много рассказал о своем тесте. Оказывается, воздушный стрелок-радист Антипов совершил свой первый вылет на самолете ТБ-3А 13 октября 1941 г. в районе г. Калинина. В летной книжке стрелка-радиста есть и запись о том, что 29.08.1942 г. он в составе экипажа вылетел на боевое задание на Берлин, и здесь же приписка «невозврат». После войны Павел Семенович вспоминал об этом случае и говорил, что их самолет был сбит. Он покинул падающую машину с парашютом и при этом потерял пистолет и нож. Долго блуждал по лесу и вблизи какой-то деревни наткнулся на полицая. Но, на его счастье, из леса вышли три девочки. Они называли полицая по имени, просили его отпустить раненого летчика с ними и привели старшину Антипова в деревню, спрятали в подвале какого-то дома. А следом нагрянули немцы. Долго искали летчика, но не нашли. Светили фонариком под пол того дома, но тоже не заметили.
Позже какой-то старик переправил его в соседнюю деревню и спрятал в бане, где его несколько суток кормили и лечили.
Однажды старик пришел к нему с тем самым полицаем. Павел Семенович подумал, что старик его предал, но дед успокоил Павла Семеновича и сказал, что полицай свой, он отведет его к партизанам. Так старшина Антипов оказался в 5-й Калининской партизанской бригаде. Дальнейшее нам уже известно.
Получили мы и фотографии отважного стрелка-радиста. Причем, на одной из них старшина Антипов запечатлен рядом с М.И. Калининым. Было это при вручении наград. Как самого молодого из награжденных, Калинин попросил Антипова присесть рядом с ним. В общем, все в этом поиске было уже понятно, кое-что бесполезно, как, например, поиски родных Кобенко и Терехова. Заграница значительно усложняет дело, если говорить об Украине и капитане Кобенко. Родных Терехова тоже не удалось найти, но Романов и не переживал по этому поводу. Как-никак в 1944 году все уже знали об их гибели. А вот об Антипове тогда и до письма его зятя нам ничего не было известно.
Но успокоился поисковик Романов после того, когда понял, что из боевых друзей Кобенко, Терехова, Антипова уже никого не осталось. И осознал он это тогда, когда узнал о судьбе Михаила Григорьевича Владимирова, который тоже летал на Берлин в ночь с 29 на 30 августа 1942 года. Оказалось, он умер в 1992 году, 12 лет назад, но Романов все-таки получил о нем небольшую информацию из газеты «Знамя труда».
«В далеком 1944-ом году штурман боевой авиаэскадрильи наш земляк Владимиров был отмечен высшей степенью отличия – Золотой Звездой с присвоением звания Героя Советского Союза.
Он жил среди нас, трудился, воспитывал детей, много сил и здоровья отдавал общественной работе, возглавлял Новоалександровский филиал Краевого фонда Мира, встречался с друзьями, фронтовиками, школьниками. Его знали все, и, понимая это, он отвечал приветствием, улыбкой, словом каждому, кто шел к нему навстречу. К нему тянулись люди и потому, что он был интересным рассказчиком, и потому, что он умел быть терпеливым слушателем, и еще потому, что с уважением относился к людям. И это уважение возвращалось к нему утроенным. «Что отдал, то твое», – любимая его поговорка. Так при встрече сказала дочь Михаила Григорьевича Людмила Михайловна Владимирова.
- У нас дома был большой сад с зеленой лужайкой, - вспоминала она, - именно здесь отец любил посидеть со своими сослуживцами, приезжавшими в гости однополчанами. Он был веселым и гостеприимным хозяином, замечательным рассказчиком и песенником.
- Но очень многие шли не в гости, а за помощью, - продолжает Людмила Михайловна. – Он был много лет депутатом сельского, потом городского совета. Все, что от него зависело, делал для людей.
Таким его и запомнили горожане – уравновешенным, скромным, честным. Одному из первых ему было присвоено звание Почетного гражданина города Новоалександровска.
Родился Михаил Григорьевич Владимиров 21 ноября 1918 года в селе Красная Поляна Ростовской области. В 1934 году семья переехала в станицу Новоалександровскую, где Михаил Григорьевич закончил 10 классов в СШ №3. После школы учился в Краснодарском военно-авиационном училище и, закончив его с отличием в 1940 году в звании лейтенанта, получил профессию штурмана авиации.
Четыре года отделяли его от Золотой Звезды Героя. И это были годы высокопрофессиональных полетов, годы тяжелейших условий войны. Летчики всегда были под прицелом. В свете прожекторов они были уязвимой мишенью и для вражеской авиации, и для противовоздушной артиллерии. А еще зачастую мешали суровые погодные условия. И несмотря ни на что, Владимиров за войну совершил 306 боевых вылетов, 267 – ночью.
Всю войну он прослужил в 108 авиационном полку, пролетав на одном самолете до апреля 1945 года, когда при выполнении боевого задания был тяжело ранен. В 1946 году по ранению был демобилизован.
На счету его экипажа 17 уничтоженных вражеских самолетов, 12 железнодорожных эшелонов, один военный сторожевой корабль, несколько складов с горючим и боеприпасами. С первых дней войны он громил глубокие тылы противника: Данциг, Будапешт, Тильзит, Дебрецен, Варшава, Кенигсберг, Инстенбург, Лаксельвен – таков далеко не полный список целей, над которыми появлялся бомбардировщик Владимирова. И каждый раз, возвращаясь на аэродром, командир докладывал: «Задание выполнено!».
В ночь на 13 апреля 1943 г. экипаж летчика Платонова, в составе которого штурманом летал Владимиров, получил приказ бомбардировать промышленный район Кенигсберга, который прикрывался огнем пятнадцати батарей крупнокалиберной зенитной артиллерии. На подходе к цели путь советским бомбардировщикам преградила сплошная стена зенитного огня. Казалось, нет никакой возможности прорваться через эту завесу к цели. Но Владимиров смело повел самолет, хладнокровно прицелился и точно накрыл цель серией авиабомб. В городе вспыхнул огромный пожар, охвативший промышленные предприятия.
Через день с тем же экипажем Владимиров вылетел на бомбардировку Данцига. За линией фронта путь к цели преграждала многоярусная десятибалльная облачность. В облаках самолет быстро покрывался льдом. Вся группа летчиков дивизии свернула с курса и ушла бомбить запасные цели. Но экипаж Владимирова продолжал полет на Данциг. Пробив два яруса облаков, самолет преодолел опасность обледенения и более двух часов шел за облаками, появился точно над целью и сбросил бомбы. На обратном пути штурман Владимиров более четырех часов вел самолет за облаками и безошибочно вывел его на свой аэродром.
В ночь на 5 июля 1944 года Владимиров должен был осветить железнодорожный узел Вильно. Над ним патрулировали ночные истребители противника. На подходе к цели бомбардировщик, шедший впереди машины Владимирова, был пойман лучами прожекторов. Подкравшийся из темноты истребитель в упор расстрелял его. Каждую секунду ожидая, что и его машину постигнет та же участь, Владимиров хладнокровно уточнил наводку, прицелился и сбросил серию осветительных бомб. Благодаря отличному освещению 18 экипажей успешно поразили цель.
За боевые заслуги Владимиров был награжден четырьмя медалями, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ленина и Золотой звездой Героя Советского Союза.
Умер Михаил Григорьевич Владимиров 12 декабря 1992 года. Умер как солдат. Возвратившись с краевой партконференции, где говорилось о развале Союза и положении в стране, расстроился и не дошел до дома – не выдержало сердце.
Но в памяти людей остался его светлый образ.»
…Как мы уже говорили, в поездке, связанной с начальным периодом этого поиска, нам пришлось повстречаться с многими людьми из разных деревень. И интересовались мы не только одним экипажем. В деревне Павлово Себежского района вошли в первый дом, рассказали о себе, расспросили о самолетах, но ничего мало-мальски удовлетворяющего нас не услышали.
- Я же во время войны маленькой была, - будто оправдывалась хозяйка дома. – А вы зайдите к бабе Шуре…
Идем через огород к бабе Шуре.
- Здравствуй, баба Шура.
- Здравствуйте, хлопцы.
- Знаете ли вы что-нибудь о самолетах, которые были сбиты во время войны и упали около деревни?
Баба Шура задумалась:
- Два… Нет, три знаю, - выпалила она. – Три самолета около деревни упали. Только показать не могу. Погода сегодня неподходящая – скользко. А в мои годы, если упадешь, можно и не встать. Так что приезжайте весной аль летом, когда сухо будет. Обязательно проведу.
- А сколько вам лет? – интересуюсь.
- Да девяносто два уж, детенок.
…В той же поездке по Себежскому и Пустошкинскому районам в деревне, расположенной рядом с поселком Идрица, мы повстречались с бывшим партизаном Алексеем Михайловичем Ходюком. Он командовал взводом в партизанском отряде Никоненка, том самом, куда попал летчик Василий Горлов, совершивший вынужденную посадку около деревни Гаврильцево. Алексей Михайлович вспоминал:
- Да-да, летчика того Василием звали. Его самолет был поврежден, мы снимали с него вооружение и радиостанцию. А летчик просил побыстрее переправить его за линию фронта. Кто-то из наших пошутил: «А что, за мешок махорки можно это сделать быстро и качественно…» Махорка действительно была у нас в дефиците, поэтому и пришла на ум тому партизану. Летчик тут же подхватил эту идею: «Будет вам мешок махорки!»
Через неделю мы его переправили за линию фронта, а немного позже, как условились, он сбросил на лед озера Белого целый мешок махорки. Не обманул.
И еще об одном экипаже узнали мы в той поездке по Себежскому району.
В марте 1944 года здесь погибли летчик младший лейтенант Фомичев Николай Григорьевич и воздушный стрелок сержант Силко Иван Митрофанович. В акте указано, что «… 02.03.1944 г. в 13.28 – 13.36 в районе Стежково на высоте 50 м. самолет был атакован истребителями МЕ-109 и с бреющего полета сбит.» Так докладывал комдиву командир 825-го штурмового авиаполка.
Экипаж не был новичком. Двадцать восемь боевых вылетов у Фомичева, 23 – у Силко. Младший лейтенант Фомичев представлялся к ордену Красного Знамени, но в августе 1943 года был награжден орденом Отечественной войны I степени.
НАГРАДНОЙ ЛИСТ
Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:
За время боевой работы с 06.07.1943 г. в 825 ШАП Брянского фронта тов. Фомичев произвел 8 успешных боевых вылетов, показав себя смелым и отважным летчиком.
11.07.1943 г. дважды летал на штурмовку укрепленного района противника м. Измайлово и Сетуха, в результате чего уничтожил: 2 орудия полевой артиллерии, 3 орудия ЗА, расстрелял до 40 солдат и офицеров, взорвал склад с горючим и боеприпасами. В районе Сетуха сильно противодействовала штурмовикам зенитная батарея. По приказанию ведущего лейтенанта Куракина тов. Фомичев прямым попаданием бомб уничтожил батарею, что подтверждают лейтенант Куракин, младший лейтенант Комов.
13.07.1943 г. при штурмовке противника в районе Грачев сделал три захода на цель. При этом был атакован истребителями противника. Отбив атаку, он продолжал штурмовать цель и уничтожил 2 орудия ПА, до 30 солдат и офицеров противника.
При повторной атаке истребителей противника был ранен в руку, а самолет получил большие повреждения – разбит маслорадиотор, пробиты центроплан, стабилизатор, костыльная ферма, перебиты трос триммера и тяга руля поворота. Несмотря на это тов. Фомичев перетянул линию фронта и благополучно приземлился.
Всего за время боевых действий уничтожено 5 орудий ПА, 4 орудия ЗА, 7 автомашин, 1 склад с горючим и боеприпасами, до 120 солдат и офицеров противника.
Вывод: за отличное выполнение боевых заданий на Брянском фронте и проявленные при этом отвагу и мужество в борьбе с немецкими захватчиками достоин представления к правительственной награде ордену «Красное Знамя».
Временный командир 825 ШАП майор Баскаков
2 августа 1943 г.
Достоин правительственной награды ордена Отечественной войны I степени
Командир 225 ШАД полковник Обухов
9 августа 1943 г.
Красноармейская газета 15-й Воздушной армии «На страже Родины» в феврале 1944 года писала: «Отважно и умело дерется с врагом молодой летчик – штурмовик младший лейтенант Фомичев. Он совершил 22 боевых вылета.
Не так давно над целью снаряд вражеской зенитки попал в мотор самолета Фомичева. Машина воспламенилась. Пламя угрожало экипажу гибелью. Скольжением на крыло летчик сбил пламя с самолета и спас машину, свою жизнь и жизнь боевого товарища воздушного стрелка сержанта Силко…»
Романов считает, что поиск этот нельзя назвать завершенным. Действительно, у него свой подход к результатам. Но на сегодняшний день об этом экипаже мы знаем только из архивных документов, что он»… подбит огнем зенитной артиллерии противника над целью в районе Марьино», что мать летчика проживала в Москве по адресу: Угловой переулок, д. 9, кв. 5.
Воздушный стрелок был родом из города Сумы. Его родители проживали там же по адресу: ул. Кирова, д. 127.
Все попытки найти родственников погибших летчиков не дали результатов. Из дополнительной информации следопытом Романовым установлено, что самолет упал недалеко от деревни Черепово, что экипаж был похоронен там же, а позже останки были перенесены в деревню Исаково и преданы земле как безымянные рядом с такой же безымянной могилой Кобенко и Терехова. Теперь на могилах летчиков силами поискового отряда «Рубеж» и администрации сельской волости установлен обелиск, на котором обозначены имена погибших.